Люди будущего встречаются с людьми прошлого
Несколько лет подряд из многочисленных СМИ источников то и дело мы слышим о романе-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», но при этом совершенно забыт опыт выдающегося советского учёного-палеонтолога Ивана Антоновича Ефремова, реанимировавшего жанр научной фантастической антиутопии в романе «Час Быка».
На Украине идёт усиленное изучение этого произведения, придаётся невероятная серьёзность всему сказанному автором и выдвигаются опасения массовым российским прочтениям.
«Час Быка» заключает трилогию («Туманность Андромеды», «Сердце змеи», «Час быка»). Некоторые представители советского общества отнеслись к роману скептически, и руководство в лице Андропова было вынуждено проанализировать произведение, изначально дав ему антикоммунистическую оценку. Однако после трактовки автором, который считал себя преданным коммунистом, запрет заключался в антирекомендациях к прочтению книги в библиотечных залах. Это вызвало обратную реакцию в народных массах, и советский народ проявил необузданный интерес к данному произведению фантаста.
Даже начинающий пионер мог блеснуть своей эрудицией. Всю серьёзность этого произведения можно раскрыть, дополнительно изучив биографию учёного и трилогию в целом.
Ефремов в одном из своих произведений писал: «Мы страдаем от последствий английского владычества. Оно принесло нам западные науку и технику, но вместе с тем отравили и западным отношением к жизни и искусству, я считаю его ядом. Уметь видеть, но не пытаться сложить из виденного целое, превратить в реальность, заставить поверить в него силой труда и таланта. Наоборот, они стараются рассыпать целое на крохи… Разбить вазу, чтобы любоваться причудливой формой черепка. Выбрать из живой игры светотени изображения две-три черты, пару красочных пятен и назвать это именем целого, заменяя мудрое собирателя красоты умением анатома. Это неизбежная расплата за разрыв с природой с её изменчивой игрой форм».
Автор описывает картину столкновения в пространстве двух обществ, различных по своей идеологии. Своей информацией он предостерегает людей от возможного вторжения в естественные законы развития общества иной сокрушительной силы.
Ефремов включил в своё произведение новую античность (калокагатия — совершенство души и тела), русский космический проект, который является идеальным активатором эволюции. Земля будущего становится прообразом лучшего мира.
В романе находит своё отражение противопоставление планет. Планета Торманс является ярким представлением тоталитарного режима под управлением совета четырёх. Люди разделены на касты. Долгоживущая элита, краткоживущие простолюдины и змееносцы-правители. В основном планету населяют отрицательные персонажи, но встречаются и люди, обладающие человеческими качествами: добротой и сострадательностью. Понимая социальную несправедливость, они готовы идти на борьбу. Но находятся под жёстким контролем законов змея и не имеют возможности выйти из-под гнёта.
Концепция заключается в «страшной эволюции горя и смерти». Переход от первобытного состояния к дальнейшему бытию осуществляется путём принесения жертв слепым естественным отбором. Миллиарды жизней уничтожаются в войнах между собой и другими взаимодействующими факторами с природой. И такие потери только для того, чтобы отобрать одно положительное качество. Итак, шаг за шагом ценой миллиардов жизней люди проходят эволюцию через мучения.
На мой взгляд, эта концепция имеет ключевое значение в философии Ефремова. В романе человек — микрокосмос в макрокосмосе, являясь аналогом вселенной. В сущности, макрокосмос разворачивается в микрокосмосе человека по спирали, которая есть ДНК. А поскольку ДНК имеет историческую память, то человек повторяет многократно весь запечатлённый в ней негатив в процессе эволюции.
«Современный человек (в книге это человек 2030-40 годов) — ужас миллиардов лет, усиленный наукой и современной техникой, захлопывающийся в воронку инферно, так называемого ада: «оставь надежду всяк сюда входящий». Наука становится почти религией, люди стараются преодолеть незнание, в то время как на Ян-Ях общество не имеет конкретной цели, оно поддерживает существование элит. Для подавления инакомыслящих создана целая система ценностей, выгодная совету четырёх, информация и жестокие регуляторы поведения, в частности, культ нежной смерти».
Идея Ефремова заложена в том, что необходимо положить конец слепой эволюции, для чего нужно радикально поменять общество по принципу превращения негативного в позитивное. Там, где есть границы, их необходимо снять, т.к. если есть границы, значит, есть и враги, с которыми можно воевать. Но как это возможно? Как этого добиться технически?
Тут Иван Антонович использует идею Маркса и Энгельса базы и надстройки. Например, если в качестве базы используется тело, то надстройками будут дух, интеллект. Земляне своими плохими поступками захлопнули крышку инферно в неосфере. Необходимо что-то сделать с биологической природой человека и его сознанием. Человека необходимо сделать счастливым, и тогда он будет проявлять только хорошие качества.
Мысль Ефремова в том, чтобы человеку предоставить условия, в которых он будет счастлив, а не наоборот, попытаться заставить человечество сотворить много хороших поступков, чтобы стать счастливым. По мнению писателя, необходимо поднять вопрос счастья.
В его антиутопии существует даже институт «горя и радости». А вот на физическом уровне во главу достижения этой цели необходимо поставить лучших учителей и врачей, которые будут заниматься воспитанием детей. Малышей будут изымать у родителей, поскольку они могут многого не довложить в умы своих чад. Но это совершенно не означает, что родители не будут видеть своего ребёнка. Они могут посещать его неограниченное время, свободное от его занятий. Через сравнение двух соцсистем в романе показано несомненно преимущество созданной социальной модели.
Фантаст не собирался писать о недостатках Советской власти, многое негативное он увидел в извращенной коммунистической модели Китая. Будучи в 1960 году с палеонтологической экспедицией в Поднебесной, он столкнулся со всеми «извращениями» социализма со стороны маоистов.
Писатель придерживается диалектически мыслящего человека. Но есть существенное отличие от марксистской концепции развития общества. Ефремов показывает невозможность кардинальных преобразований общества без кропотливой работы по изменению сознания человека, по воспитанию свободной и творческой личности. Иначе, как показывает история, восстание против олигархии представителями угнетённых классов, став победителями, репродуцировали ту же самую олигархию, против которой сами же боролись.
Пророчества Ефремова о бандитизме элит неоднократно и в разных вариациях воплощались во время крушения СССР. Но на этом в его романе точку ставить было бы неправильно, т.к., возможно, в скором времени мы снова станем очевидцами сюжетов его романа в новой интерпретации.
Юлия МУЗЫРА.
Промышленное местное отделение КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 апреля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.