Перебирая свой газетный архив, где хранятся экземпляры газет, и перечитывая материалы, посвящённые событиям в стране, в мире и в жизни общества, невольно приходишь к выводу, что каждый экземпляр — по сути, документальное свидетельство того, что было в конкретный день или период жизни ушедшей эпохи. Статьи и заметки в совокупности передают историческую панораму событий, атмосферу, царившую в то время в мире, неповторимый дух и «аромат» эпохи, мироощущений, пульсирующего движения в будущее.
Не секрет, что сегодня в информационном пространстве подспудно идёт спор на тему, вынесенную в заголовок. Представители нового постперестроечного поколения, да и многие люди старшего поколения, жившие в период существования СССР, снисходительно и критично относятся к печатным средствам массовой информации. Кто-то из них скажет, что это старо, ведь пришла эпоха Интернета, в котором свежие новости появляются ежеминутно. А кто-то предположил, что условно к 2035 году, когда уйдёт поколение, привыкшее читать газету в бумажном варианте, окончательно умрёт такая пресса.
Возникает вопрос: нужны ли газеты в современных условиях? К такой постановке вопроса у сегодняшних потребителей информация самая разная. Главный аргумент — доступность и мобильность электронных СМИ, весь мир и наша страна уже живут в условиях движения ко всеобщей цифровизации общества. Что тут можно возразить?
Мы живём в условиях капиталистических рыночных реалий, где главная движущая сила развития — конкуренция. Она проникла во все сферы нашей жизни, в том числе и в медийное пространство.
При широком распространении телевидения, появлении интернет-ресурсов, блогеров, социальных сетей традиционным СМИ становится всё труднее удерживать позиции, и они теряют свою аудиторию.
Связано это и с ростом числа потребителей информации с клиповым мышлением. Всё чаще восприятие какой-либо новости, информации происходит через незатейливый клип, короткий видеосюжет, размещённое фото, яркий заголовок. И создаётся впечатление, что газетный мир приходит к логическому концу.
Многие издания прекратили своё существование, но невозможно представить, что в какой-то момент могут исчезнуть «Комсомолка», «Аргументы и факты», «Литературная газета» «Правда», «Родина» и другие популярные в нашей стране центральные и региональные издания. Но не всё так просто и однозначно.
Сегодня газеты в информационном пространстве, проигрывая в оперативности, выигрывают в аналитичности. Журналисты хорошо знают это преимущество по существующему порядку подачи информации: утром по радио узнаём, ЧТО произошло; днём по телевидению узнаём, КАК произошло; вечером из газет узнаём, ПОЧЕМУ произошло.
У каждого вида СМИ своя функция, и одно другое заменить не может. Интернет-издания подают аудитории событийный ряд и, выиграв гонку во времени, дальше не идут. Гонятся за следующей новостью. А печатные издания интересуются значимостью явления, предпосылками к нему, последствиями — иными словами, анализируют ситуацию.
Ещё одно преимущество печатных СМИ — правильный литературный язык. Авторы газетных публикаций пользуются широким набором публицистических средств выразительности. Этого нет у интернет-порталов, они зачастую обезличены, тогда как газеты имеют лицо. Печатные СМИ по-прежнему остаются значимым источником информации.
Полагаю, что газеты сейчас занимают свою нишу и играют в обществе особую роль, совершенно отличную от роли интернет-СМИ, радио и телевидения. К примеру, «Ставропольская правда» несмотря на то, что в 2005 году имела тираж 20 135 экземпляров, а в 2023 году лишь 8 100 и тенденция уменьшения спроса на издание за прошедшие годы налицо, имеет в крае тираж, превышающий тиражи всех остальных вместе взятых ежедневных газет, и он не будет падать, потому что у «Ставрополки» есть свой преданный читатель.
У газеты помимо информирования читателей есть ещё очень важная функция. Она заключается в том, что «Ставропольская правда» и «Вечерний Ставрополь» имеют обязательные официальные страницы, на которых публикуются местные законодательные и нормативные акты. После их опубликования они обретают юридическую силу.
Конкурентная борьба газет и интернет-СМИ будет продолжаться десятилетия. И победителя не будет.
Бумажное издание воспринимается читателями и рекламодателями как более солидный продукт, результат тщательного редактирования и проверки фактов. В онлайн-издании информацию можно менять десятки раз за день, а печатная пресса — строгий документ, в котором «что написано пером, не вырубишь топором», и это один из самых главных аргументов.
Газеты нам нужны! Всем желающим всегда получать серьёзную и достоверную информацию нужно подписываться на газеты и читать их невзирая на новые веяния времени в информационной сфере.
Станислав БАНИШЕВСКИЙ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 6 апреля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.