Главное богатство любого общества — его лучшие люди. Они есть всегда, их нужно знать, искать специально и рассказывать о них, считая этот поиск одной из важнейших педагогических и политических задач.
Другое дело, что в разных обществах лучшими могут считаться люди очень даже разные — не похожие друг на друга. Лучший человек в советское время и лучший человек в условиях современной России, с точки зрения властей, конечно же, будут существенно отличаться друг от друга. Но правильно ли это? С моей точки зрения, по-настоящему хороший человек универсален и является главным богатством любого нормального и здорового общества.
Расскажу именно о таком человеке — об Ольге Ивановне Качуриной, жительнице Ставрополя 1936 года рождения, человеке с высшим образованием, Отличнике народного просвещения, члене КПРФ, пенсионерке, матери, бабушке и прабабушке.
Но формальная характеристика этого человека является совершенно недостаточной, и потому нужно сказать самое главное: Ольга Ивановна – человек, полный жизни, молодой, увлечённый, обеспокоенный, с огромным нравственным и педагогическим потенциалом, жаждущий своей реализации.
Мы, группа товарищей по партии, В.И. Зиновьев, А.В. Меженин, В. Д. Барканов и я 11 марта нанесли ей визит, чтобы лично поздравить с прошедшим женским днём и вручить медаль от имени ЦК КПРФ «В ознаменование столетия образования СССР». Но главным результатом этой встречи стало раскрытие всё новых и новых черт этой замечательной женщины, о чём, казалось бы, мы и ранее были достаточно осведомлены. Увы, потребуется, видимо, ещё не один визит.
Это счастливый советский человек, влюблённый в небо (в прошлом она пилот и парашютист), в Советскую власть, в педагогику, детей, учительскую профессию, во всё живое на Земле и в саму жизнь, к тому же, одержимый оптимизмом. Разве можно раскрыть все эти её качества в короткой заметке?
Но лично мне наиболее привлекательными показались учительские качества этого человека. Когда речь заходила о педагогике, меня просто поражала общность наших педагогических взглядов. В их числе — идеи коллективизма, опережающего обучения, эмоционального пробуждения разума, неоценимой роли труда и творчества в развитии личности.
Ольга Ивановна буквально повторила мои слова о том, что уже в раннем детстве ребёнок должен знать три вещи: можно -вопрос свободы, должен -вопрос обязанностей, нельзя -вопрос ответственности. Мы крайне негативно оцениваем Болонскую систему образования, которая нанесла огромный вред молодому поколению.
Рассказывая о своём педагогическом опыте, Ольга Ивановна просто-таки молодела, вдохновлялась и невольно начинала говорить о своих главных успехах в учительской профессии.
Предметом её особой педагогической любви были первоклассники. Именно в работе с ними учитель в наибольшей мере может осознать и оценить плоды своего труда: в начале сентября первоклассник — просто ребёнок, но в конце учебного года это уже личность, и это всё благодаря именно тебе — учителю. Так говорила Ольга Ивановна.
Однажды, расплачиваясь в столовой за завтрак детей, она на несколько минут задержалась с началом урока, и, уже после того как его начала, вдруг заметила двух каких-то мужчин на последней парте. Подумала, что это, видимо, родители. И продолжила урок так же, как и всегда — эмоционально, вдохновенно, в режиме диалога и игры.
После уроков к ней подбежал директор школы и буквально стал её тискать в объятиях и расхваливать. Оказывается, один из мужчин, посетивших её урок, был министром образования Российской Федерации, а другой гостем из ГДР. «Я таким образом, — сказала Ольга Ивановна, — защитила честь 5-й школы Ставрополя, профессию учителя и советскую педагогику».
Ольга Ивановна работала с учениками разных классов, но более всего ценила начальную школу, когда закладывается фундамент личности человека и гражданина. Она, стесняясь, но не без гордости сказала, что своим главным достижением считает тот факт, что всего один из её бывших учеников совершил преступление. Это было исключением.
Я подумал, что на месте министра образования Ставропольского края организовал бы несколько встреч молодых педагогов с Ольгой Ивановой Качуриной. Для них это бы стало, возможно, самым главным мастер-классом. И ещё порекомендовал директорам школ проводить вечера встреч педагогов и граждан разных поколений. Так уж получилось, что в нашем случае были представлены три поколения, а без преемственности в качествах поколений нет прогресса.
Было бы неправильно видеть в Ольге Ивановне лишь педагога советского прошлого. Ведь она продолжает заниматься общественной деятельностью, известна даже губернатору края и многим чиновникам своей активностью в борьбе за экологию города. Эту её увлечённость природой продолжает внук-геолог, который из нашей встречи как представитель молодого поколения, видимо, извлёк большую пользу.
И ещё она является очень дисциплинированным коммунистом, выписывает газету «Родина», своевременно уплачивает партийные взносы, всегда в курсе проблем партии и краевой партийной организации.
Наша встреча продолжалась около трёх часов. Долг вежливости прервал наше общение, но оно непременно будет продолжено.
Возвращаясь домой, я случайно встретился в городе со знакомой — вместе когда-то преподавали в военном училище связи. Разговорились, я и рассказал, что возвращаюсь после встречи с Качуриной. «Ольгой Ивановной? — Спросила она. — Знаю, это замечательный педагог, учила моих внуков».
Если бы этого не случилось в действительности, то этот эпизод следовало бы придумать. Фамилия знакомой – Е. Ключенко.
В этой заметке, видимо, многие узнают О.И. Качурину и согласятся с верностью сказанного. А кто может, пусть дополнит и расскажет лучше.
Николай БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 марта 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.