Ежегодно 20 февраля в мире отмечается Всемирный день социальной справедливости, установленный Генеральной Ассамблеей ООН 26 ноября 2007 года.
Установление социальной справедливости зависит прежде всего от двух главных факторов: а) правильного понимания её сущности и б) воли к социальной справедливости, т.е. от желания и стремления людей к её утверждению.
Сущность социальной справедливости. На этот, казалось бы, простой вопрос не существует однозначного ответа. С нашей точки зрения, ответ может быть или житейский (обывательский), или научный.
Житейский подход довольно простой, но очень важный, а главное — всегда работающий, т.е. люди, как правило, руководствуются именно им. Суть его: то, что в народе считается справедливым, и есть справедливость. Справедливость — народная психология в действии.
Конечно, власть с таким пониманием справедливости может и не считаться, тем хуже для неё. Так, богатства, созданные природой, должны принадлежать всем. В глазах народа нынешние нефтяные и газовые магнаты, присвоившие себе это народное богатство, всегда будут рассматриваться как грабители, а национализация захваченных ими ресурсов будет восприниматься как справедливость. Приватизация — грабёж народа. Власть, защищающая этот грабёж, в глазах народа никогда не будет легитимной.
Научный подход к понятию социальной справедливости остаётся открытым. Дело в том, что справедливость — понятие историческое, т.е. оно зависит от характера переживаемой эпохи. Формационное зависит от характера общественно-экономической формации — феодализм это или, например, социализм.
Социально-классовое — в каждом общественном слое на справедливость могут быть разные взгляды (крестьянин на справедливость смотрит иначе, чем помещик; рабочий видит справедливость иначе, чем капиталист и т.д.). Национально-психологическое — справедливость по-русски или по-американски — это совсем не одно и то же. Это даже может быть корпоративным понятием, ведь американские рабочие, вытачивающие сегодня снаряды для стрельбы по российской армии и российским городам, совершенно не мучаются моральными терзаниями на этот счёт — они честно делают свою работу, за которую получают зарплату.
И всё же научный подход к пониманию справедливости предполагает некое базовое начало, которое необходимо учитывать всем. Таким понятием, по марксизму-ленинизму, является ТРУД. Каждому — по труду! Общество никогда не сможет прийти в равновесие, писал К. Маркс, пока оно не станет вращаться вокруг солнца труда.
Буржуазное общество, в том числе и нынешнее российское, вращается вокруг «солнца рубля». И никогда в этом случае справедливости достигнуто не будет. Томас Мор в своей знаменитой «Утопии» писал: «Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи. Можешь ли ты допустить, что самые драгоценные сокровища находятся в руках недостойных? И можно ли назвать вполне счастливым такое государство, где общественное достояние служит добычей в руках горсти людей, ненасытных в наслаждениях, между тем как масса гибнет от нищеты?». Эти слова опровергнуть невозможно.
Ближе всех к пониманию справедливости подошли советские коммунисты. Доходы человека и его благосостояние должны соответствовать количеству и качеству его вклада в общественное богатство. Чем больше вклад, тем выше должен быть и уровень получаемых благ, и наоборот. Это и есть справедливость.
Несогласные могут предложить более разумный подход, чем тот, что был в условиях СССР. Проблема нынешних богачей именно в том, что они в общий котёл кладут чайными ложками, а из него черпают половниками.
Воля к справедливости. Если понятие справедливости — вопрос скорее теоретический, то воля к справедливости — вопрос практики: есть ли она у нынешней власти?
Хитрец Б.Н. Ельцин начинал свою деятельность с указа № 1 о повышении заработной платы учителям. Это было очень правильно и даже по-ленински: именно В.И. Ленин говорил, что роль и звание учителя мы должны поднять на небывалую высоту. Но со стороны Ельцина это была лишь хитрость, популистский шаг. Это был обман, обещанного не произошло.
Ныне власть беззастенчиво работает на интересы меньшинства. Ныне менее чем сто семей современных олигархов владеют 92% доходов от природных богатств страны, а 8% — приходится на более чем 148-миллионный народ России! Очень возможно, что эти цифры стали ещё хуже. Разве правительство не знает об этом?
Потому-то и не следует ждать справедливости от нынешней власти в России — она не работает на эту цель. Но бороться за справедливость нужно.
***
Справедливость часто отождествляют с понятием равенства. Но это не синонимы. Справедливость — также учёт природного неравенства людей. Без научного подхода проблему справедливости не решить. Но наука об обществе в России едва ли жива. И к чему она нам, если есть В.В. Путин?
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 февраля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.