— Вот это поворот! Даже провидица Ванга не могла такого предвидеть! – от неожиданности воскликнул я и в растерянности почесал потылицу, прочитав в «Литературной России», что киношный броненосец Никита Михалков призывает политику Горбачёва и Ельцина, приведшую к распаду СССР, на государственном уровне признать преступной.
С чего бы это? Помутнение или просветление рассудка нашло на помещика? Может, появился сознательный капиталист типа Саввы Морозова, воспылавший желанием поделиться свалившимися ему с неба угодьями с обойдённым судьбой бедным людом? Почему-то вспомнились слова классика: «Свежо предание, да верится с трудом». Он же ещё вчера рвал глотку за возвращение старой формации и монархии, за преклонение царю и буржуям.
Никита Михалков озвучил свои рассуждения, большинство из которых в штыки восприняло писательское и телезрительское общество. Не зря его назвали перевёртышем, «который идёт по проторенной его отцом тропе любимца кремлёвских сидельцев разных эпох».
«Где же ты был, Никита Сергеевич, все 25 лет, когда уничтожалась та самая генетическая память россиян, о чём ты сегодня деланно рыдаешь?» — спрашивают его. Вспоминается показная убеждённость, с которой он отстаивал переворот 90-х.
«Дядю Стёпу» его отца я осилил сразу, как научился читать. А Гимн Советского Союза, написанный Сергеем Михалковым с Эль-Регистаном, учили наизусть в школе. Правда, со сменой властей и формации из него исчезли великий Ленин, который нам путь озарил, и Сталин, который вырастил, на труд и на подвиги нас вдохновил. Исчез великий могучий Советский Союз вместе с соавтором Регистаном. Перевоплощение происходило, словно по лекалам. Мастерски умел подстраиваться под любую власть Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий, умевший из любой ситуации извлечь выгоду. Правда, в смутные 90-е не боялся называть себя советским поэтом и с гордостью отвечал завистникам: «Заиграют – встанешь!». …Вспоминается начало нулевых годов. Музей умирающего Георгиевского арматурного завода.
Портрет ученика токаря Сергея Михалкова. Зачем в суровые 30-е годы его занесло на Ставрополье? От кого прятался будущий классик? По-заячьи запутывал дворянский след?
Не менее оборотистым оказался и сынок Никита. Сто путей, сто дорог открылось перед отпрыском автора гимна. Его завораживало кино, где он думал оставить глубокий след и совершить революцию. Создать такие картины, о которых не мечтали знаменитые Герасимов и Бондарчук, экономившие каждый метр дорогостоящей киноплёнки и мастерски сумевшие в минимальном количестве серий развернуть великие полотна «Тихого Дона» и «Войны и мира».
Но новатор Никита Сергеевич пошёл другим путём. Его кумирами стали мастера Голливуда. Поэтому и созданные им «шедевры» стали их блёклыми отражениями, смахивали даже названиями. Получились неимоверно длинными, долгоиграющими. Ничего бы не потеряли, если бы сократили вдвое их метраж, убрали лишнюю шелуху, если вовремя поставить точку, как советовал Шукшин.
И плевать, что на них ухлопали миллиарды народных рублей, которые он умеет выбивать. Мол, почему писателю Астафьеву, знающему, как себя вести, можно отвалить два миллиарда рублей на собрание сочинений, а киношному гению, которым возомнил себя Михалков-младший, нельзя? Не одного Оскара ещё заработает. Такие способности у него в крови. А недалёкие зрители проглотят. Мол, хоть такой-сякой боярин, а всё не мужик, которому он норовит вправить мозги.
И стрижёт придворный цирюльник огромные гонорары. Хвалит систему и лидеров, расширяет своё поместье. Даже собрался накормить нищий люд, коль правители не в состоянии. Смилостивился батюшка! Но это уже не его проблемы. Его птицатройка – киноиндустрия, ведущая «заблудший» народ в светлое будущее, куда его не раз загоняли политические проходимцы и трескуны.
Зачем баловню судьбы от сытой жизни вдруг делать крутой поворот? Ведь он имеет всё: деньги, угодья, связи в верхах, славу. Захотел стать таким, как все, или почуял в обществе грядущие перемены? С одной стороны, вроде бы хорошо, стал думать, как и большинство народа, болеть за растерзанную страну. Но почему через десятилетия после преступного распада СССР, виновниками которого являются Горбачёв, Ельцин и их камарилья? Ведь находились честные и смелые творческие люди, которые были не согласны с разрушением огромной страны, её экономического и военного потенциала… Никто бы и никогда СССР не одолел, а вот родные правители его позорно предали.
И я, никакая не знаменитость, бил в колокол в своих скромных книгах и газетных статьях. В начале 90-х герой одного из моих романов за развал СССР вызвал к барьеру первых президентов Советского Союза и России.
— А если бы они согласились стать к барьеру? – спросила позже собкор «Литературной России» Галина Пухальская.
— Тогда к барьеру пошёл бы автор, — был ответ. — А что бедным и бесшабашным терять, кроме своих оков?
Почему киношный деятель так долго не мог определиться? Может, обидели покровители, ведь этому мудрецу-расстриге есть что терять? Или ещё не созрел психологически? Или конъюнктурщики всегда держат нос по ветру? Видать, заподозрил неладное, вспомнил спираль дедушки Гегеля, по утверждению которого, всё в мире повторяется. Значит, вновь могут возродиться бунтарь Емелька Пугачёв, большевики-революционеры, которые не станут мириться с помещиками и банкирами, наживающимися на труде холопов?
Да и его любимый президент неожиданно признался, что хранит партбилет коммуниста! Что бы это значило? Как спасти добро, куда бежать сиротинушке, если земля под ногами заполыхает? В Америку? Да её, по словам Ванги, не сегодня-завтра охватят природные катаклизмы — извержение вулкана, землетрясение, потоп. Пронырливые американцы сами побегут в другие земли и веси. Не зря же присматриваются к Сибири. Вот и засуетился потомственный дворянин.
Вот и добавил свою толику в общий котёл недовольных распадом СССР с надеждой, что повезёт. В худшем случае есть запасный вариант – город Георгиевск с соседним лепрозорием, в который не каждый Пугачёв осмелится сунуться. И коли не совсем развалился арматурный завод, то и устроиться туда учеником токаря сможет — продолжить путь славной трудовой династии дворян-трудяг. Только стричь ловкому цирюльнику там будет некого. Ведь когда-то успешный и мощный завод сам пострадал от переворота и новой капиталистической системы.
Владимир КОЖЕВНИКОВ,
Невинномысск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» №12 на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» № 12 (1117) на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.