«Сначала высшая идея, а потом деньги, а без высшей идеи с деньгами общество провалится». Ф. М. Достоевский.
Трудно сегодня найти человека, который бы не поправил меня и не сказал, что на самом деле двигатель торговли — реклама. На самом деле двигателем торговли является обман. Что касается рекламы, ныне это первая, самая распространённая и самая нахальная форма обмана миллионов людей, разрешённая государством. Кто не согласен с этим утверждением, тот, видимо, живёт в другом измерении.
Проклятий в адрес рекламы высказано столько, сколько она заслуживает. Иных людей её навязчивость доводит до нервных срывов. Смотришь умную передачу или советский художественный фильм (самое возвышенное на телеэкране, о чём нужно напомнить читателям в Год кино), но нет же! Фильм прерывается одной и той же рекламой, уже опостылевшей. И нет на неё управы. Президент сказал по этому поводу, что нужно людям деньги зарабатывать. Госдума в таких ситуациях бессильна и на многочисленные обращения граждан хотя бы ограничить рекламу реагирует, как сказал один шутник, «не совсем средне», т. е. никак.
Но главная беда рекламы даже не в её назойливости, а именно во вранье. Реклама переводится на русский язык словом «кричать». И кричит она всегда одно и то же: полезно, много и почти даром. И едва ли не все обещания – враньё. Лидирует в этом реклама лекарств, что вообще должно быть подсудным делом. Между тем фармацевтический рынок завален контрафактными лекарствами, а половина препаратов, рекламируемых через Интернет, даже по признанию специалистов, фальсифицированные. На деле эта цифра, видимо, гораздо больше. Люди не только платят за такие лекарства едва посильные деньги, но и причиняют вред здоровью. Государство, приравняй вредные лекарства к попыткам убийства человека! Это ведь факт! Но не сделает же! Значит, оно само участвует в геноциде. Конечно, можно подобрать для такого случая и более нежные слова, но трагизм факта не позволяет этого делать.
Но дело не только в рекламе. Обман – сущностная черта любой торговли как общественной системы. Если вы идёте что-то покупать, не сомневайтесь в проигрыше своём: вас, как правило, обсчитают, обвесят или подсунут что-то просроченное, более низкого качества, ненужное. Почему так получается? Дело не в людях, работающих в торговле, а в ином: торговля как система развивает в человеке инстинкт хищника. Даже очень честный человек, попадая в торговлю, постепенно начинает смотреть на покупателя, как на свою добычу, с которой можно урвать хоть шерсти клок.
Сошлюсь на давний свой пример, который меня поразил: как же просто воровать в торговле! В бытность лейтенантом я был однажды назначен старшим команды по разгрузке вагона с банками консервированных огурчиков и помидорчиков, прибывших из Болгарии. После выполненной работы представитель военторга, контролировавший процесс, сунул мне в портфель несколько баночек с этим деликатесом. Я опешил, ибо у меня не было столько денег, чтобы расплатиться. Он, рассмеявшись, объяснил, что в этих случаях предусмотрено 5% боя, а поскольку разбитых банок не оказалось, он вправе все пять процентов законно списать на бой и присвоить их себе или подарить кому-то, или продать, а вырученные деньги положить в карман. В торговле бой, усушка, утряска – явления обычные и правильные, но они постепенно ведут и к усушке морали работника торговли: сначала он учится брать законное, а потом и незаконное.
Я далёк от мысли, что нужно подозревать в нечестности всех торговых работников. Хорошие люди есть везде и были всегда. А. М. Горький приводил пример торговца, который все свои доходы до копейки передавал нуждающимся людям. Я знаю хозяев одного магазинчика, которые не только сами возятся со своим бизнесом, не зная ни выходных, ни праздников, но и подключают к делу детей своих. Мне их по-человечески жаль, похоже, что они всю жизнь в подвальчике так и проведут, если, конечно, не разорятся и не окажутся на улице.
Но мы не говорим об исключениях, идёт принципиальный разговор. А принципиальный подход к торговле сформулировал В. И. Ленин: «Свобода торговли есть капитализм, капитализм есть спекуляция, закрывать глаза на это смешно» (т. 43, с. 236). Учитывая, что ныне в России то ли строится, то ли уже построен капитализм, мы фатально зависим от этой самой свободы торговли. Люди торгуют, как и предписано капитализмом, кто чем может: кто принципами, кто вдохновением, кто вещами, кто телом, кто совестью. Москва белокаменная или капуста белокочанная — не всё ли равно? А привыкшие к выгодам торговли, как писал Н. М. Карамзин, торгуют и благом народа. И всё это называется рынком…
Что же делать? Нужен серьёзный спрос с нынешнего государства, хотя ему народный спрос, увы, не указ. Всё же, во-первых, оно должно прежде всего развивать не торговлю, а промышленность, ибо производитель гораздо важнее торгаша: чтобы что-то продать, нужно это произвести. Не так ли? А у нас торгаш живёт лучше производителя. Это нормально? Государство, ты куда смотришь? У нас перекупщиков в 2,5 раза больше, чем продавцов (но разве перекупщики – не торгаши?) и в космическое число раз больше, чем производителей. Ибо нет производства. Что остаётся людям делать, если нет производства, кроме как «мелкая, добываемая обманом и предательством» (слова Н. К. Рериха), торговля товарами, произведёнными главным образом за границей?
Во-вторых, государство должно регулировать хотя бы цены на основные товары. Это всё байки, что цены устанавливает рынок. Цены устанавливают или государство, или мафия. Всё прочее от лукавого. Рынком правительство оправдывает свою недееспособность, ибо у нас уже не поймёшь, где кончается государство, а где начинается мафия, как и наоборот. Сейчас оно оправдывается и кризисом, но любой кризис при капитализме – рукотворный. А если он естественный, то такой общественный строй не годен ни к чёрту. Но ждать от нашего правительства подобного подхода к делу не приходится, что не означает призыва не требовать от него ничего.
Однако дело не только в государстве, но и в самом народе. Особенно в народе русском, который, кажется, смирился с утратой своей пассионарности. Если нас грабят, а мы это терпим, кто больше виновен – грабитель или ограбленный? Мы всегда проверяем сдачу, перевешиваем на рынке или в магазине то, что купили? Увы, мы разучились скандалить, даже тогда, когда для этого есть очевидные основания. Да и не умели этого делать. Вот и грабят нас, стригут, что овец. Что же теперь – всем скандалить? Но если вы этого не сделаете, кто защитит наши интересы? Наглецам, людям зарвавшимся, потерявшим стыд, нужно давать отпор. Сами они не остановятся. Даже один принципиальный покупатель может существенно оздоровить климат в той или иной торгующей точке. Тем более что закон, как правило, оказывается на его стороне. Проверено.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 24 марта 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 24 марта 2016 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.