В этом году исполнилось 155 лет со дня отмены крепостного права в России. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». По этому поводу Н. А. Некрасов писал: «Порвалась цепь великая, / Порвалась – расскочилася; / Одним концом по барину / Другим – по мужику»
Удивительное дело: отмена крепостничества была названа всемилостивейшим дарованием, словно царь от щедрот своих пошёл на этот шаг – вынул что-то из своего кармана или, более того, от сердца оторвал. Но ведь дара-то не было! Дар — когда чем-то делятся безвозмездно. Здесь же крестьянам предстояло ещё выкупить сей дар — кровью и потом политую, испокон веку им принадлежавшую землю.
Как вам, читатель, нравится такая милость? К тому же, после выкупа земли крестьянин обязан был ещё восемь лет работать на барина – нести всякие повинности, откуда и пошло название «временно обязанные». Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 руб. в год (большие деньги по тем временам), а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Вот таков был «дар царя». Реформа просто разорила многих крестьян или поставила их на грань разорения.
А вот для помещиков она действительно стала милостью. Государство сразу оплатило 80% стоимости продаваемой помещичьей земли, а 20% её стоимости оплачивала крестьянская община, которая за неимением денег вынуждена была брать у государства ссуду на 49 лет под 6% годовых. Да и землицы выкупленной в среднем пришлось на каждую крестьянскую душу по 3,4 десятины. Для прожиточного минимума надо было иметь от пяти до восьми десятин.
Таким образом, реформа Александра II, названная позже (в 1911 году) «великой», на деле привела к ещё большему обеднению крестьян и обогащению помещиков. Именно она стала миной замедленного действия, которая и рванула в революционные дни 1917 года. А потому к словам Н. А. Некрасова, что цепь одним концом ударила по помещику, нужно отнестись философски. Помещиков эта реформа ударила гораздо позже, чем крестьян, лишив их в 1917 году земли вообще. И нечего кивать на большевиков: грабить не нужно было людей!
Реформа 1861 года стала «красивой формой» лишения крестьян земли наподобие того, как приватизация лишила собственности народ в наши дни. Слышали рекламу: «Газпром – народное достояние»?
Крепостное право – одна из позорнейших страниц в истории России. Началом прикрепления крестьян к земле и к хозяину обычно считают 1497 год, когда было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому (Юрьев день). Финальным аккордом можно считать 1767 год, когда крестьянам было запрещено подавать жалобы на помещиков вообще. Чем не мечта рабовладельца!
Бесчеловечную сущность крепостного права лучше всего постигать по художественным произведениям. Читайте А. Н. Радищева, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. М. Горького и т. д. – вся русская классическая литература пронизана состраданием к крестьянину. Именно она духовно подготовила революцию в России.
Но многим людям, увы, сегодня читать некогда. А потому представим ниже образно (в виде некоей формулы) суть крепостничества: К = З х П х П, где: З – бесчеловечный государственный закон, ставивший крестьянина в полную зависимость от помещика, П – произвол или самодурство помещиков, воистину неиссякаемые, П – привычка крестьян к рабству, повиновению. Не случайно Н. А. Некрасов писал: «Люди холопского звания / Сущие псы иногда, / Чем тяжелей наказание, / Тем им милей господа».
В условиях крепостничества крестьянин как личность был уничтожен вообще. Помещик имел право его купить, продать, сдать в рекруты, сослать в ссылку или на каторгу, истязать и калечить как лично, так и используя конюшенного палача. И даже имел право воспользоваться чудовищным, убивающим человека нравственно правом первой брачной ночи. Да только из-за этого права помещиков следовало бы казнить через повешение, хоть каждого десятого! Дикости крепостничества были столь бесчеловечными, что даже равнодушные иностранцы, сталкиваясь с ними, едва не падали в обморок. Мужчины наших дней, вы бы вынесли подобное смиренно?
Тот, кто сегодня защищает крепостное право, или законченный подлец, или безнадёжный невежда, может, просто олигарх или олигофрен. Хотя и после отмены крепостного права в воздыхателях о его прелестях недостатка не было: «Тогда, — говорили его сторонники, — бабы в цветных платках не ходили…». Больше всего от отмены крепостного права выиграла именно женщина, хотя этот выигрыш и представлял собой элементарное признание женщины человеком.
Несмотря на вековой гнёт крепостного права, который не знали такие страны, как, например, Швеция или Норвегия, вытравить из человека всё человеческое русскому самодержавию не удалось. В поэме Н. В. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поэт приводит реальный жизненный пример, подтверждённый позже А. Ф. Кони, из которого следует, что крепостничество более уродовало самих крепостников, чем крепостных. Перескажем его своими словами. Жил-был барин, имел он верноподданного слугу, готового на смерть во имя него, ублажавшего все прихоти его, словом, был он холоп холопом. Но состарился барин, и отказали ему ноги. Слуга всюду носил барина на руках, как ребёнка. Был у слуги сын, решивший жениться на местной девушкекрасавице, но барин, несмотря на немощь свою, положил свой масляный взгляд на девушку. И, чтобы избавиться от конкурента, решил отдать сына слуги в рекруты. Как ни просил слуга барина отказаться от своего решения, тот остался непреклонен. Разлучил он отца с сыном и девушку с молодым человеком, отдав его в рекруты. Молча пережил слуга обиду свою. Однажды нужно было везти недвижимого барина по каким-то нуждам в город. Посадил слуга того в телегу и повёз, да не в город, а в глухую чащу. Остановил телегу у высокого дерева. Понял барин, что конец ему приходит, начал молить слугу не убивать, не губить. На что слуга ответил не словами, а деянием: набросил вожжи на сук и повесился у него на глазах.
Споры о том, правильно ли Яков поступил, что казнил не барина, а себя за его вину, продолжаются и сегодня. Но, несомненно, богачам стоило бы над этим примером призадуматься. Многие из тех, кого вы, новоявленные господа, обзываете сегодня «совками» или лохами, стоят на недосягаемой для вас нравственной высоте. Однако, испив однажды чашу крепостничества до конца и пройдя через опыт Октября 1917 года, через десятилетия Советской власти, трудно поручиться, что при известных обстоятельствах эти «совки» последуют примеру именно Якова. За свои деяния нужно-таки отвечать лично.
Увы, крепостничество не ушло из нашей жизни. В значительной мере оно вернулось вновь в ещё более уродливой форме. Об этом поговорим в другой статье.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 марта 2016 г. на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 марта 2016 г. на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.