В связи с празднованием Дня учителя у журналистов к школьным педагогам много вопросов. А у учителей к журналистам лишь одна просьба: писать о сегодняшней школе объективно.
В самом деле, в нашем обществе и в прессе говорят о школе в основном тогда, когда возникает ЧП всероссийского масштаба, появляется «жареный факт». А между тем будни обычной сельской школы — это целый мир ярких событий и переживаний детей и взрослых, мир общего труда, общей радости, общего творчества и вдохновения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с казачьими классами имени атамана А.В. Репникова» — так официально называется школа в станице Расшеватской Новоалександровского района. Это большая дружная семья, в которой 547 ребят и 87 работников школы, из них 43 учителя.
Надёжный стержень педагогического коллектива составляют бывшие выпускники этой школы, вернувшиеся после окончания вуза в родную станицу: Светлана Валентинована Кунаковская, Николай Викторович Мацнев, Татьяна Викторовна Черепова, Людмила Анатольевна Эмурлаева и другие.
Возглавляет педагогический коллектив директор школы, учитель высшей категории Татьяна Валерьевна Толоконникова, награждённая за свой творческий труд Почётной грамотой губернатора края, а за успешную подготовку школьников к службе в армии — Почётной грамотой министра обороны России. Такая награда несколько необычна для учителя, да ведь и школа, возглавляемая Татьяной Валерьевной, необычная.
В последние годы советского периода она стала первой и единственной Национальной русский гимназией в сельской местности. Её бывший директор коммунист Любовь Петровна Певкина поставила тогда перед педагогическим коллективом задачу воспитывать детей на русских национальных традициях, возрождать чувство причастности к своему великому народу, уважение к его истории, культуре и быту. А поскольку Расшеватская — казачья станица, то и традиции возрождались казачьи.
В годы перестройки юридический статус школы изменился, а наработанная система воспитания ребят была не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие. Сегодня во всех школах Новоалександровского района введён казачий компонент.
В августе этого года в Расшеватской школе прошёл краевой семинар руководителей школ по вопросам введения казачьего компонента в процесс воспитания школьников и подготовки их к жизни, труду и службе в армии. Педагоги школы делились опытом, а он наработан солидный. Не только в часы дополнительного образования, в ходе изучения истории Ставропольского края используется местный материал.
Казачий компонент пронизывает весь учебный процесс начиная с уроков «Окружающий мир» в начальных классах. Большим подспорьем в этой работе стал основанный директором Певкиной музей истории станицы Расшеватской, расположенный на территории школы в пяти залах. Дети в музее работают экскурсоводами, многое могут рассказать о жизни и воинской доблести своих предков.
Существует и годовой цикл мероприятий — всенародных торжеств, станичных и школьных праздников, где проводятся казачьи спортивные игры, исполняются песни и пляски. Родители сами для этих праздников шьют своим детям традиционную одежду — нарядную и удобную.
Огромный вклад в подготовку юношей к службе в армии вносит преподаватель ОБЖ полковник запаса, кандидат военных наук, уроженец станицы Расшеватской Василий Петрович Павлов, имеющий опыт преподавания в Санкт-Петербургской военной академии транспорта и тыла. Вернувшись на родину, он передаёт свои знания и опыт юным землякам. На казачьих традициях девочек готовят к семейной жизни.
В школе стал традиционным конкурс «Краса-казачка», в его программе прослеживаются и судьбы самых уважаемых женщин станицы. На территории школы создан парк Победы, где установлены памятники полководцам трёх эпох: Александру Невскому, А.В. Суворову и Г.К. Жукову, а также расшеватцам — участникам Первой мировой войны, награждённым Георгиевскими крестами. А рядом ребята посадили сад Победы.
Множество творческих кружков — танцевальных, вокальных, — два кукольных театра работают в школе и в местном Доме культуры, где ребята могут проявить своё творчество. В школьном дворе есть крытая концертная площадка «Мечта».
Для любителей спорта работают различные секции, шахматный кабинет. Для интеллектуалов создано образовательное пространство «Точка роста», Центр цифровых и гуманитарных профилей.
Ребята могут заниматься робототехникой, пользоваться 3d-шлемом, учатся работать с квадрокоптерами, а при обработке материалов на уроках труда занимаются и промышленным дизайном, могут выполнить свои задумки на 3d-принтере. И всё-таки хочется подробнее поговорить об учебном процессе.
Иногда высказывается мнение, что электронные средства получения информации отдаляют учеников от учителя. Здесь такое мнение не поддерживают. Дети, свободно владеющие ими, лучше усваивают современные учебные программы, и электроника есть почти у всех.
А вот «затея» Германа Грефа отказаться от прямого контакта ученик-учитель и переводить детей на дистанционное обучение явно потерпела неудачу. В сельской школе уверены, что этот проект не имеет будущего.
Как следует относиться к ЕГЭ? Учителя школы №9 считают, что в любом деле есть свои плюсы и минусы. Сегодня Единый государственный экзамен совершенствуется, исчезли нелепые тесты, это действительно проверка знаний. Да и результаты его позволяют сельским школьникам поступать в лучшие вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, а Краснодар и Ростов-на-Дону для выпускников ставропольских сельских школ стали родными городами. Результаты ЕГЭ действительны и тогда, когда молодой человек не сразу после окончания школы определяется с будущей профессией и поступает в вуз после службы в армии.
Педагоги с удовлетворением отмечают, что страна наконец-то возвращается к единому образованию. Это не дело, когда по одному предмету существует множество учебников. Здесь убеждены, что содержание предметов государство должно контролировать. Радует и то, что в стране отказались от понятия «образовательные услуги», этот термин исчез из официальной документации.
Но расшеватские педагоги справедливо считают, что статус учителя нужно повышать. Возлагают надежды на 2023 год, объявленный Годом педагога и наставника.
Статус — это ещё и впечатление, которое педагог производит на детей. Как относятся учителя к идее единой формы одежды? Оказывается, здесь это уже принято: в дни торжеств все педагоги школы одеты в единую форму. Интересно было узнать мнение этих замечательных людей:
Директор школы сегодня кто? Чиновник или педагог? Татьяна Валерьевна считает, что директор, конечно, прежде всего, государственный человек. Но хочется остаться и просто человеком, и поэтому она ещё преподаёт русский язык и литературу — это «спасительный уголок» для директора.
Как педагогический коллектив переживает события, связанные с военной операцией на Донбассе? Ещё до СВО все участвовали в сборе и отправке грузов с гуманитарной помощью жителям Донбасса, а теперь в составе ведомств муниципального района комплектуют их для наших воюющих солдат и офицеров. И отчисляют часть заработка в «Фонд милосердия» для этих же целей.
Поддерживают решение о проведении СВО, но при этом, конечно, хотелось бы, чтобы от призыва освободили школьных педагогов. В Расшеватской школе из 43 учителей мужчин только четверо, нельзя растить юное поколение без мужского влияния. Школьный служащий уже мобилизован.
Хочется пожелать оптимизм а, надежды на лучшее, успехов в таком нелёгком благородном труде и большого человеческого счастья учителям школы №9 и всем педагогам Ставрополья.
Наш поклон вам, дорогие!
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 6 октября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.