В начале сентября текущего года исполняется 210 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Ланской (1812 — 1863) — жены великого русского поэта А.С. Пушкина.
Но такая ли уж это важная дата, чтобы о ней писать в коммунистической газете? Я могу привести следующие аргументы.
Во-первых, если мы признаём, и особенно коммунисты, бесспорный гений А.С. Пушкина и называем его «солнцем русской поэзии», то, конечно же, всё, что связано с его именем, должно интересовать и широкую общественность. А разве можно игнорировать такой фактор в жизни поэта, каким является самый близкий для него человек — жена? Я был неприятно удивлён, когда в БСЭ не нашёл даже маленькой заметки о ней.
Во-вторых, без знания и понимания судьбы Натальи Николаевны невозможно составить и объективное представление о самом поэте. До сих пор многие вздыхают: ах, если бы Александру Сергеевичу досталась другая жена, то он бы и прожил намного дольше, и создал бы ещё множество прекрасных произведений.
Я совсем не разделяю этой точки зрения. Считаю, что она объясняется непониманием сущности поэта. Александр Сергеевич имел то, что в народе называют судьбой. Ни при каких обстоятельствах он бы не мог долго прожить. Нужно ещё удивляться, что он при тридцати дуэлях разной интенсивности дожил почти до сорока лет.
Пушкин ведь не жил, он горел жизнью и в итоге сгорел. И при чём тут Наталья Николаевна? Он при любой жене сгорел бы примерно так же. Пушкин — тип Лермонтова, Есенина, Маяковского и т.д. Они приходят на эту землю, чтобы скорей её покинуть.
В-третьих, надо защитить имя этой великой женщины, о которой уже, считай, два века распространяются всякие клеветнические и обывательские измышления, искажающие её реальный образ. И сегодня в том же Интернете (и не только) смакуются мнения о Наталье Николаевне как о недалёкой с поверхностным умом женщине, которая интересовалась только нарядами, балами, драгоценностями, царями, дантесами и поэтому стала виновницей гибели поэта. Подобные суждения подкрепляются ссылками на авторитетные мнения таких творческих личностей, как А. Ахматова или М. Цветаева, дескать, уж они-то врать не станут. Но разве они знали Гончарову в жизни?
А.А. Ахматова родилась в 1889 году, а Гончарова умерла в 1863 году, но пишет о ней: «…абсолютно ничтожная, абсолютно скучная, пустая, никакая…» Между тем Наталья Николаевна закончила лицей в Москве, прекрасно говорила на трёх языках, тонко чувствовала живопись, любила музыку и театр, глубоко разбиралась в искусстве, писала стихи.
М.И. Цветаева родилась в 1892 году, а Гончарова умерла в 1863 году, но пишет о ней: «Тяга Пушкина к Гончаровой… — тяга гения к пустому месту…». И находятся подражатели.
Но разве не понятно, что тот, кто судит Гончарову, принижает человечность и гений самого поэта, которого царь Николай I назвал одним из умнейших людей своего времени? А он-де даже в людях не разбирался, влюбился в красивую куклу, как называла Гончарову та же Цветаева, и носился с нею, как с игрушкой.
Но Пушкин во всём прекрасно разбирался и уж в женщинах толк знал. Кто является главным и лучшим защитником чести и достоинства Натальи Николаевны? Сам же Пушкин и является таким защитником. Он любил жену, не верил клевете о ней. Первыми словами тяжело раненого Пушкина жене были: «Что бы ни случилось, ты ни в чём не виновата и не должна себя упрекать, моя милая!». Даже сам Дантес вступился за честь этой женщины. Он признавался: «Она осталась чиста и может высоко держать голову, не опуская её ни перед кем в целом свете. Нет другой женщины, которая повела бы себя так же».
Может возникнуть вопрос: если Пушкин безусловно верил в невиновность жены, махнул бы рукой на всякие разговоры и остался бы жив, зачем пошёл на дуэль? В одной из своих статей я уже высказывал своё мнение о том, что причиной дуэли были вовсе не проблемы с Натальей, а денежные долги. В начале февраля 1837 года Пушкин должен был заплатить долг в 20 тысяч рублей, иначе ему грозила долговая тюрьма, а вскоре и состоялась дуэль. Эта версия многим кажется спорной.
Что ж, тогда нужно говорить о силе общественного мнения в русском обществе в XIX веке. Тогда людям почти не о чем было говорить, кроме как о взаимоотношениях друг с другом. Чтобы сгладить прилипчивые подозрения общества, избавиться от них, нужны были самые решительные действия. И Пушкин, защищая честь жены, выбрал дуэль. Ради неё он пошёл на вероятную смерть: разве это не весомое свидетельство в защиту Натальи Николаевны?
Она вынесла тяжелейший крест — была замужем за гением. Не знаю, много ли нашлось ныне женщин, которые бы вынесли характер и причуды Пушкина. Её биография могла бы стать учебником нравственности для женщин многих веков. Её вина была лишь в том, что она любила и терпела своего часто взбалмошного и непредсказуемого мужа. И именно как мужа, а не как гения. Можно назвать следующие несомненные достоинства Натальи Николаевны Гончаровой.
Материнство. Нет более ценного женского качества, чем это. За шесть лет брака Наталья Николаевна родила четверых детей. И потом после семи лет (!!!) после смерти Пушкина ещё родила трёх детей от генерала П.П. Ланского. По современным меркам она мать-героиня. Эта семья воспитала не только своих семерых детей, но и удочерила Софью — ребёнка умершего родственника Ланского. Наталья Николаевна говорила: «Чем больше я окружена детьми, тем более счастлива».
Бережливость и экономность. Александр Сергеевич в этом отношении был, мягко говоря, не лучшим мужем — деньги и даже драгоценности жены он часто проигрывал в карты. Семья Пушкиных жила в постоянных долгах. И вот как относилась к финансовому неблагополучию Наталья: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен».
Отзывчивость. В своих письмах к жене Пушкин, конечно, писал так, как думал — со свойственной ему пылкостью, темпераментно и не ограничивая себя в выражениях. Тем не менее именно он написал супруге: «А душу твою люблю я ещё более твоего лица».
Застенчивость и молчаливость. Натали была застенчивой, молчаливой и сдержанной девушкой. А люди воспринимали это как холодность и безжизненность. Она смущалась своего небольшого косоглазия и высокого роста, а остальным казалось, что она бросает томные взгляды.
Набожность. Наталья Гончарова всю жизнь была очень набожна. И в уже более зрелом возрасте признавалась, что только во время молитвы обретает «…душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца».
Конечно, набожность в XXI веке не представляет столь важной ценности, как это было в веке девятнадцатом. Но только этого качества тогда было вполне достаточно, чтобы отринуть от её личности многие наветы и подозрения.
Такой была жена А.С. Пушкина. Она прожила короткую жизнь — умерла в 51 год. Она уже в пятнадцать лет считалась первой красавицей Петербурга. Многие ей пророчили долгое и безоблачное счастье.
Но оно получилось иным, достойным святости.
Н. ФЕДОСЕЕВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 8 сентября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.