Зачем детям нужна школа? Конечно же, для того, чтобы заложить основы успешной жизни. Идея успешности (буржуазная по своей сути) ныне является одной из главных в отечественной педагогике. С одной стороны, что же в ней плохого? Как можно осуждать естественное стремление любого человека к успеху? С другой стороны, это просто поразительно, что о такой полезной вещи, как успех, нам ничего не говорят ни мировая педагогика — её классики, — ни педагогика отечественная. Почему?
Меня всегда интересовал этот вопрос, и я всегда бунтовал, как мог, против идеи успешности, даже ушёл из-за неё и других педагогических новшеств из Ставропольского института повышения квалификации работников образования. Конечно, «отряд не заметил потери бойца», но и сейчас спустя почти десять лет я не перестаю выступать против идеи успешности в школе в качестве одной из системообразующих педагогический процесс.
Ведь что такое успех? Успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле. Таким образом, успех не может быть целью. Успех — это один из главных и желательных эффектов на пути движения к цели. Цель важнее успеха, не так ли? Целью же может быть только счастье человека. Школа нужна для человеческого счастья!
Но и сама цель может быть разной, в том числе не достойной звания человека — низменной или меркантильной. Ныне успех в сознании подавляющего числа молодых людей, особенно школьников, задаётся господствующими ценностями в обществе: это деньги, вещи, престиж. Как говорила одна юная леди, её сверхмечтой является картина, когда она в красном шикарном платье и в красных сверхмодных сапогах садится в красный феррари.
Но спорная цель как критерий успеха — ещё полбеды, гораздо важнее выбор путей, ведущих к успеху-цели. Я говорил в своих лекциях, что успешный, но безнравственный человек — это же потенциальный преступник. Разве может быть успех важнее нравственности, когда цель оправдывает действия? Между тем, по данным академика О. Смолина, около 55% молодых россиян признались, что ради успеха они готовы переступить все десять заповедей. Правда, это данные 2011 года, но не думаю, что ныне соответствующие цифры стали меньше, скорее, напротив.
Итак, ставка на успех в школьном образовании не может быть оправдана с нравственной, а значит, и с педагогической точки зрения.
Но ведь и ставка на счастье, кто-то скажет, тоже не может быть бесспорной. Ведь в обыденном сознании успех и счастье понимаются как синонимы. В значительной мере это действительно так: разве тот же успех не является счастьем? И всё же счастье и успех, пусть и близкие, перетекающие друг в друга, но всё же различающиеся понятия. Вот их главные различия.
УСПЕХ — это какое-то достижение, которым в той или иной мере доволен или временно счастлив человек. Вот только даже самые высокие достижения человеком быстро обесцениваются в собственных глазах. Счастье же — это длительное состояние, которое может и не иметь внешних атрибутов «счастливости»: человек просто счастлив, и всё!
УСПЕХ всегда имеет какие-то материальные или социальные проявления; это то, что можно чем-то измерить и сравнить с действиями других людей, например, содержание и количество счетов в разных банках или марка машины. Счастье же — это исключительно духовный феномен; философ, например, может быть счастлив даже в цепях (Д. Дидро).
УСПЕХ — это всегда вопрос различий между людьми и даже конкуренции между ними. Счастье же — это то, что делает их равными. Я, например, в детстве работал подпаском (помогал пастуху) и потому всегда завидовал пастухам и посмеивался над счастьем успешного богача, которое зависит от доходов и расходов. Пастух же счастлив природой, погодой, чистым воздухом, волей, любовью людей и животных к нему. УСПЕХ — это временное субъективное состояние, имеющее начало, течение и конец. Успех нуждается в новом успехе, при этом один из них обесценивает другой. Счастье же мало зависит от времени и может вообще не зависеть от успеха или неуспеха. Счастье зависит только от самого человека. Кто считает себя счастливым, тот и счастлив
Наконец, УСПЕХ технологичен, он подвластен каким-то приёмам и правилам. Успеху можно научиться.
Вот, например, что пишут на этот счёт авторы книги «Психологическая школа стервы» (заранее должен извиниться за длинную выписку, но она того стоит). Итак, читаем: «Чему учат детей лучшие из педагогов? Во-первых, нужно прилежно учиться; во-вторых, нужно получать хорошие отметки; в-третьих, нужно упорно трудиться… И только после выполнения всех этих «в-четвёртых», «в-пятых» и «в-десятых» можно получить высокооплачиваемую работу и найти своё место в жизни. Бред? Конечно, бред!»
Что же авторы предлагают взамен этого «бреда»? Вот некоторые из рекомендаций: а) Деньги — главное. Надо задуматься над тем, как сделать из ребёнка «не раба, а хозяина денег, как пробудить его финансовый талант, как научить любить деньги и стремиться к материальному благополучию…»; б) Учить детей главному жизненному умению, т.е. тому, «как обойти конкурентов и процвести»; в) Сменить богов. Не трудолюбие главное, а иное — «…Не следует стесняться меркантильности, а стяжательство, корыстолюбие и страсть к накопительству — не самые худшие из человеческих качеств, более того, стремление разбогатеть и вырваться из тисков нищеты — явление здоровое и во всех отношениях оправданное… Если тебя воспитывали в духе «старт — рывок — финиш», то ты так и будешь мчать вовсю по гаревой или тартановой дорожке, расталкивая соперников локтями, цепляясь за них зубами, держа удар и признавая одно божество — Победу! Победу любой ценой и любыми средствами, потому что победителей не судят…»; г) Учить детей новому мышлению. Авторы пишут: «Пришло время учиться мыслить категориями денег!.. Если вы не умеете мыслить категориями денег, то — ничего не поделаешь — вам остаётся довольствоваться бедностью»; д) Не знания нужно давать детям, не они главное. А что же? Авторы заявляют: «Знание — не сила, а лишь прелюдия к ней. Нужны не столько знания, сколько план накопления материальных ценностей».
Если вы, читатель, хотите сделать своих детей успешными, то следуйте этой технологии. Если же хотите их воспитать счастливыми, то знайте, что счастье нетехнологично. Счастье просто достигают и переживают. Оно не знает правил и рецептов. Но искать их всё же нужно. Одно из правил всё-таки можно назвать: нужно брать пример со счастливых людей.
Для этого и необходима школа — рассказывать о людях, которые и сами прожили счастливую жизнь, как бы она ни завершилась, и осчастливили всё человечество. Итак, идём в школу за счастьем, зачем иначе она нужна?!
Н.Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 сентября 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.