Ежегодно 2 августа в России отмечается знаменательная дата — День Воздушно-десантных войск (День ВДВ), установленная Указом Президента РФ №549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации» как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.
Воздушно-десантные войска — «крылатая пехота», «голубые береты». Какими только эпитетами не награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надёжность людей, живущих по принципу: «Никто, кроме нас!».
Более миллиона россиян, носивших в свое время голубые береты, а также проходящих службу в Воздушно-десантных войсках в настоящее время, отметили свой праздник — День ВДВ.
История Воздушно-десантных войск (ВДВ) берёт свое начало 2 августа 1930 года — тогда на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах подразделение десантников в составе двенадцати человек.
Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху, но большой популярности они так и не получили, в течение долгого времени воздушно-десантные войска преобразовывались, придумывали неповторимые тактики и боевые стратегии.
Только спустя двадцать лет под командованием Василия Маргелова (1954- 1959; 1961-1979 гг.) Воздушно-десантные войска преобразились, стали в полном смысле элитной структурой Советской Армии, получили свою уникальную для того времени авиадесантную бронетехнику, что резко повысило их боевые возможности.
Появившаяся форма десантников — привычные ныне берет и тельняшка — стала частью своего рода культа десанта и умело создававшегося Маргеловым «десантного шовинизма». Многие из мальчишек семидесятых стремились пойти на службу именно в ВДВ, помня о легендах всемогущих десантников.
В единственное в стране Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище конкурс был огромный. И когда началась необъявленная война в Афганистане, десантники показали себя как элитные бойцы.
Ощущение своей особости десантники сохранили и по сей день. И в значительной степени это заслуга Василия Маргелова, великого преобразователя, вдохновителя, а вовсе не основателя Воздушно-десантных войск.
«Десантник, и даже если в воздухе запахнет цветами, которые положат на твою могилу, ты всё равно должен драться, пока твои ноги не коснутся земли», — говорил Василий Филиппович.
***
Немаловажным событием августа является празднование Дня железнодорожных войск. Впервые они были учреждены 6 августа 1851 года по приказу императора Николая I. В годы правления Николая I построены первые железные дороги. Для их охраны были созданы специальные железнодорожные войска. Так было заложено начало военных железнодорожных частей, в обязанности которых входило обслуживание путей, бесперебойное функционирование железнодорожных станций, защита мостов и переездов.
В настоящее время они являются частью Вооружённых сил России и следят за состоянием железнодорожного полотна, обеспечивают безаварийное движение поездов через мосты и безопасную работу всей железной дороги. Военным, осуществляющим службу в этих войсках, посвящён этот памятный день. В годы Великой Отечественной войны все крупнейшие операции были неразрывно связаны с широким использованием железнодорожного транспорта, который должен был обязаннным по решениям Ставки Верховного Главнокомандования своевременно, а зачастую и в крайне предельные сроки обеспечивать перевозками на направлениях этих операций крупные войсковые группировки и потребные фронтам средства усиления.
Высокую оценку боевой деятельности железнодорожных войск в 1941-1945 гг. дали Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, Военные советы фронтов, видные советские полководцы Г. К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, И.Х. Баграмян, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский и многие другие.
Так, отмечая заслуги воинов-железнодорожников в успехе наступательных действий наших войск в Прибалтике, командующий 1-го Прибалтийского фронта генерал армии И.Х. Баграмян подчеркивал, что решающую роль «в своевременной переброске войск, подвозе боеприпасов, фуража и горючего фронту сыграли железнодорожные коммуникации фронта. Несмотря на большие разрушения, произведённые противником на железнодорожных линиях района действий войск, железнодорожные войска в кратчайший срок восстановили железнодорожные линии фронта и обеспечили чёткую их эксплуатацию».
Всего за годы Великой Отечественной войны объём воинских перевозок на железных дорогах составил невиданные в истории войн размеры — более 19,7 млн вагонов, или 444 213 поездов. Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск. Без их самоотверженного труда они не справились бы со своими задачами, не выдержали бы того натиска, который выпал на долю советских солдат в период 1941-1945 гг.
В полосе фронта железнодорожные войска восстанавливали одно-два фронтовых направления, выходивших на прифронтовую сеть. Темпы восстановления железнодорожных направлений устанавливались в зависимости от темпов наступления войск, объёма и характера разрушений и наличия сил и средств. Взято из открытых источников.
Подготовила Александра ФЕЩЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 4 августа 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.