На защиту достижений Великого Октября
Что такое социальная совесть? Это очень серьёзный вопрос, даже не вопрос, а тайна, terra incognito (земля неизвестная), не только для обывателей, но и для правителей. Я проанализировал пять последних президентских посланий (2007, 2012, 2013, 2014 и 2015 гг.). Ни в одном из них не сказано о необходимости воспитывать у людей совесть вообще, не говоря уже о социальной совести. Лишь в послании 2013 года говорится о необходимости свободы совести.
Но указание на свободу совести лишь усложняет ситуацию. Ибо понятие «свобода совести» ещё проблематичнее, чем «социальная совесть». В самом деле, раз человек в отношении совести свободен, значит, он может игнорировать её, т. е. имеет полное право не только на совесть, но и на бессовестность. Свободен, значит, свободен…
Но дело в том, что совесть не может быть свободной. Это явление социальное. Вне общества совести не существует. Совесть – социальный клей, который делает людей ответственными друг за друга, превращает их в сообщество. Этимологически слово «совесть» состоит из двух частей: «со» – совместность, «весть» – сообщение, событие. Значит, совесть – совместные переживания людей, побуждающие их к действиям. Нет совести – нет и человеческого общества, а есть звери, борющиеся друг с другом.
В этом плане «перестроечные процессы», запущенные М. Горбачёвым, явились процессами расчеловечивания людей, их отказа от ответственности друг за друга, т. е. лишения их совести. На ранних порах капитализации современной России один из олигархов бессовестно заявил: «Бедность – не наша проблема!». Дурачком прикинулся, будто не понимает, что бедность – это их вина…
Сегодня бессовестность превратилась в тотальное явление, охватывающее не только олигархов с их обслугой, но и обывателей, и специалистов, и артистов, и правителей – всех людей, начиная с обычной семьи.
Сошлёмся на пример телепередачи «Пусть говорят». Её сюжеты закручиваются вокруг скандала в отношениях между близкими людьми. Скандал-то и нужен, и чем он громче, тем выше рейтинг телепередачи. Как же всё это не похоже на советскую телепередачу «От всей души», которую вела В. Леонтьева!
Выйдем из семьи в общество и увидим картину ещё страшнее, но к которой сограждане уже привыкли. Вчерашние беззлобные и мягкие советские люди («совки», как их презрительно называют в известных кругах) превратились в агрессивную массу. Их злоба готова пролиться на любого встречного, например, в автомобильной пробке, в любую минуту. Достаточно ничтожного повода, и они с остервенением бросаются друг на друга, как на пожизненного врага, с которым наконец-то появилась возможность свести счёты.
Обратимся к профессиональной совести. Одной из самых гуманных профессий во все времена была профессия врача. А сегодня мы наблюдаем сцены, когда врачи, куражась, фотографируются на фоне трупов или немощных людей, после чего фотографии цинично выкладываются в социальные сети. А потом виновные невинно разводят руками: они шутку хотели пошутить…
Или взять артистов, тусующихся на разных телеканалах. Одни и те же физиономии басковско-пугачёвской породы десятилетиями демонстрируют дичающему и нищающему народу свои нравы, наряды, капиталы. В прошедшие новогодние праздники они опять куражились и кривлялись, демонстрируя счастливую беззаботность свою, не понимая простой вещи: нельзя хвастаться хлебом перед голодными людьми. Но лидируют по части дефицита социальной совести олигархи со всей их обслугой и правительство, возглавляющее их.
Глава РосНАНО А. Чубайс, обращаясь к своим подельникам по корпорации, заявил: «У нас много денег, и не просто много, а очень много…». Это у правительства нет денег, а у Чубайса «они есть». Он выплатил своим клеркам по две нехилые суммы премиальных годовых, после чего был устроен пир с царскими закусками и королевскими выпивками. Разве их проймёшь речами о социальной совести?
Возьмём нынешнее правительство. Разве оно не знает, что самые обездоленные слои в нынешнем обществе, но и самые заслуженные – именно пенсионеры и старики? Знает! И только неразвитостью социальной совести можно объяснить стремление правительства разрешить кризисные проблемы не за счёт самых благополучных, а за счёт самых бедных людей. При этом правительство стонет по поводу многочисленности пенсионеров (типа «балласт общества»), но не даёт им возможности работать. Ах, так ты ещё и работаешь, значит, никакой индексации пенсии тебе не положено, типа «разбогатеешь, жирно будет». Всё это делается на фоне чудовищного социального расслоения в обществе и скачкообразного роста цен на всё. Господа, вы читали «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева? Креста на вас нет…
Да и откуда он возьмётся – этот крест, если и церковь в лице своих иерархов начиная с патриарха более озабочены собственными кошельками, чем душами людей? (Все видели часики патриарха за какие-то, кажется, 33 тыс. зелёненьких, но не видели его «светлицу» на берегу Чёрного моря – то-то бы ахнули!).
Примеров утраты людьми социальной совести не перечесть. Закономерность прямо пропорциональная: чем выше благосостояние человека, тем меньше в нём остаётся собственно человека, т. е. социальной совести. Чем это можно объяснить? Я выделил бы несколько причин.
Первая: всё, что необходимо человеку, нужно воспитывать с раннего детства. Так учил чешский педагог, автор «Великой дидактики», Я. А. Коменский. Откуда возьмётся социальная совесть, если государство даже не ставит эту задачу? А когда её ребром поставит народ, будет уже поздно…
Вторая: «Из грязи – в князи». Испокон века известно, что самые бездушные и жестокие богачи как раз из тех, которые поднялись из самых низов. Нынешний российский богач поголовно вышел из «простого народа». Он ошалел от свалившегося на него нетрудового богатства и спешит воспользоваться им. Он же знает, что скоро всё равно или убьют, или посадят, или придётся ударяться в бега. Разговаривать с такими людьми о социальной совести, что делать им забаву.
Третья причина: «Люди – лишь мы». Кто-то писал, что иные, выйдя в вельможи, выходят из людей. Что и происходит с российскими богачами. Они переоценивают себя и недооценивают окружающих простых людей. Советская власть убедительно показала, как из вчерашних «сеятелей и хранителей» – кузнецов, каменщиков, плотников и кухарок – в соответствующих условиях раскрываются таланты инженеров, конструкторов, военачальников и т. д. Так что люди, которые считают, что только они люди, – нелюди.
Четвёртая причина – принятие социальной розни (неравенства) в качестве нормы. Дескать, люди от природы не равны. Следовательно, нечего и страдать (совеститься) по поводу того, что одни – нищие, а другие – богачи. Но это и есть, пожалуй, главное нравственное заблуждение. Да, люди от природы не равны, но именно поэтому они и должны стремиться к максимально возможному равенству. Конечно, полного равенства не достичь никогда, но стремиться к этому нужно всегда. Это одно из главных отличий людей от зверей: сильный должен помочь слабому, успешный – неуспешному; образованный – малограмотному; нравственный – безнравственному и т. д. Л. Н. Толстой подчёркивал, что хорошие люди затем и нужны, чтобы улучшать плохих.
Пятая причина отсутствия социальной совести – историческое беспамятство. Господа, учите историю! Она имеет свойство повторяться. Помните, что народ имеет право и способен наказывать за отсутствие социальной совести. Пока вы, богатые и бандиты, отстреливаете друг друга – это для вас ещё полбеды, но ведь может грянуть и вся беда. Может грянуть бунт, который А. С. Пушкин опрометчиво охарактеризовал как «бессмысленный и беспощадный». Тут он был не прав, ибо смысл бунта – наказание правящих классов за утрату социальной совести. В бунте могут пострадать и безвинные, но народ умеет щадить тех, кто кару не заслужил. Помиловал же Пугачёв Гринёва и даже полюбил его!
Что же такое социальная совесть? Совесть – социальный стыд, а стыд – умение краснеть (природная совесть). Стыдно быть сытым среди голодных; стыдно быть богатым среди бедных; стыдно быть грамотным среди неучей, не помогая им при этом повысить своё образование; стыдно чувствовать себя счастливым среди несчастных и даже стыдно быть здоровым среди больных, ибо это увеличивает их страдания.
Наличие у граждан социальной совести – признак здоровья общества и его прогрессивного развития. Её нужно воспитывать с детства, что должно быть одной из важнейших забот государства. Отсутствие социальной совести, снижение её уровня ведёт к бунтам и революциям.
Солнце светит всем одинаково. Нужно всем уподобляться ему. Все люди, а не только избранные, имеют право на достойную жизнь, а в конечном счёте – на счастье. Все живут лишь раз на земле. Социальный фашизм есть отрицание такого права.
Как всё просто, и как же всё это трудно – довести до сознания людей и в первую очередь – до богачей! Приближается 2017 год, а российская буржуазия один к одному повторяет ошибки своих предтечей 1917 года.
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» на сайте ЦК КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.