На следующий день после того, как ревущая толпа снесла в Москве памятник Ф.Э. Дзержинскому, я оказался в центре города со своим приятелем. Было грустно. Памятник работы Е. Вучетича ставили фактически при мне. На его открытие я не попал, поскольку был маленьким мальчиком, но всё моё детство прошло на той площади: Детский мир, Политехнический, книжный магазин (который теперь «БиблиоГлобус») и — памятник.
Погрустив, мы спустились с холма вниз и остановились у памятника Я.М. Свердлову. В городе зубоскалили, что это единственный в мире памятник человеку с портфелем. Мой приятель предположил, что бронзового дядю не снесли пока потому, что вокруг тесно, можно что-то поломать. А я ударился в споры: дескать, не снесли, поскольку не может наш мудрый народ ни с того, ни с сего валить подряд все исторические монументы. А избежать разрушений при сносе можно легко, если бросить верёвки вон с той стены и придерживать ими статую, пока другими верёвками её тянут вниз.
Вдруг я услышал за спиной подозрительное сопение. Оглянулся, а там толпа — человек десять представителей нашего мудрого народа. У всех на лицах азарт, уши торчком, глаза горят: ловят мои академические советы на лету, а у одного, кажется, даже была верёвка. Честно, стало страшно. Я дёрнул приятеля за руку, и мы оттуда ушли… На другой день включаю телевизор — свалили Якова Михайловича. Чем он им помешал?
Сейчас другие времена. Снос памятника Дзержинскому признали незаконным. Был бы иск, признали бы незаконным снос памятника Свердлову и прочих. Но нет активности, не спешит наш мэр исправлять незаконно содеянное. И не он один, заметьте. Мавзолей В.И. Ленина другие начальники огораживают щитами с лозунгами, причём только к Дню Победы. Примерно так ушибленные страхом опозориться хозяйки перед приходом гостей прикрывают расписной ширмой нечто срамное.
Я понимаю, почему. Капиталистическим начальникам неприятно в праздник стоять на трибуне, внутри которой — саркофаг с телом основателя чуждой им социалистической идеологии. На этот случай в Конституции есть статья об идеологическом многообразии. Пусть бы построили себе рядом свою трибуну с чьим-то «правильным» телом внутри и принимали на ней парады в честь побед Красной Армии.
В разговорах об исторических памятниках не нужно смешивать идеологические ошибки прошлого, какими бы они ни были. История, она и есть история. В разных наших законах есть много полезного для истории. Например: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». «Является правопреемником Союза ССР». «Объединена тысячелетней историей и сохраняет память предков». Наши законы против фальсификаций требуют оказывать «противодействие попыткам посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны».
Законодатель прямо-таки рубаху на груди рвёт, так ему хочется исторической правды. Да и президент наш, выступая на заседании клуба «Валдай», сказал, как отрезал: «Себя уважать — главное. … Относиться с уважением к себе, к своей истории, к своей культуре».
В СССР воспринимали Мавзолей как трибуну при проведении парадов, самыми знаменитыми из которых стали как раз «в период Второй Мировой»: парад 7 Ноября 1941 года, когда войска прямо с площади отправлялись на фронт, Парад Победы 24 июня 1945 года, когда к подножию Мавзолея были брошены знамёна воинских частей побеждённой германской армии. Оба раза на трибуне стоял И.В. Сталин. В 1941 г. он напутствовал уходивших в бой бойцов Красной Армии. Он же приветствовал победителей в 1945 г. Может быть, его имя, память о нём — и есть то «срамное», что прячут сегодня, огораживая Мавзолей в День Победы?..
В своём печально известном докладе Хрущёв охарактеризовал Сталина как кровавого негодяя. И после него той же линии неизменно придерживались некоторые руководители СССР. Замалчивание его имени было настолько явным, что после сооружения у Кремлёвской стены мемориальной могилы Неизвестного солдата появился анекдот: «Мы единственная страна в мире, где есть не только могила Неизвестного солдата, но и неизвестного Верховного Главнокомандующего». При Иосифе Виссарионовиче смертность, которая в Российской империи была из самых высоких в мире, стала самой низкой. Средняя продолжительность жизни выросла в два раза. А в годы Ельцина уровень смертности настолько обгонял уровень рождаемости, что численность населения уменьшилась на 4,2 млн человек. Не говоря уже о жертвах бандитизма, умерших от алкоголизма и резвившейся в «новой России» наркомании, об уехавших «за бугор». Сталину пеняют, будто при нём совершались беззакония и гибли невинные люди. Да при Ельцине потери были на порядок выше! Вот такая историческая правда.
А что мы видим сегодня? Личность Ельцина выпячивают. Личность Сталина замалчивают. Да ведь это нарушение закона, фальсификация исторической правды! Ау, законодатели и прокуроры! Почему молчите? Слева — помпезный Ельцин-Центр в Екатеринбурге. Справа — скромные музеи в память о Сталине: в Гори, во Ржеве («Ставка Сталина») и общественный музей, созданный энтузиастами в Волгограде на Мамаевом кургане.
Интересно, что сам Сталин относился к сохранению исторической правды иначе, нежели нынешние правители РФ. В книге Ф.И. Чуева «Молотов. Полудержавный властелин» описан такой случай. В 1939 году Сталин, посмотрев второй том «Истории Гражданской войны», спросил:
— А где портрет Троцкого?
— Но он же враг народа!
— Он был наркомвоенмором! — сказал Сталин.
Уместно напомнить, что Троцкого по идеологическим причинам в 1927 г. сняли со всех постов и отправили в ссылку; в 1929 г. выслали за пределы СССР; в 1932 г. лишили советского гражданства. Он продолжил борьбу, основал в 1938 г. антисталинский IV Интернационал. И вот в 1939 году Сталин посчитал нужным, чтобы в исторической книге был портрет Троцкого. Почему? Да потому что в этом случае думал не об идеологии и вражде, а об истории!
О В.И. Ленине. Отзываясь об этом великом человеке, В.В. Путин всегда вспоминает, а чаще сочиняет негатив: Ленин «заложил бомбу» под нашу государственность. Не помню, чтобы он о нём говорил положительно. Однажды вдруг сообщил, что Ленин даже не был государственным деятелем, а всего лишь революционером, вредил России. Хотя на деле Ленин был как раз государственным деятелем, вождём пролетарского движения всего мира. Этот исторический факт признают во всех странах! Там вообще не заморачиваются идеологией.
Центральный музей В.И. Ленина закрыли в 1993 году по распоряжению Ельцина. Народ тогда выходил на пикеты, целые толпы стояли, но… Нет больше экспозиции.
К счастью, стараниями руководства Государственного исторического музея коллекция уцелела, но видеть её нельзя. А нас уверяют, будто в России «идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может быть обязательной». Ещё как может!
Главенствует идеология оголтелого антисоветизма: сказано вам — никакого Ленина, никакого Сталина, значит, так и есть.
С тем и живём…
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ,
член Союза журналистов России.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 31 марта 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.