Однодневную рабочую поездку в Ставропольский край совершит 25 января президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин. Там он примет участие в пленарном заседании Межрегионального форума ОНФ в Ставрополе, который проходит с 24 по 25 января. Об этом сообщила пресс-служба Кремля. Президент также посетит Северо-Кавказский федеральный университет, где в Татьянин день пообщается со студентами и преподавателями самого крупного научно-образовательного центра юга России.
В первый день форума завершили свою работу пять дискуссионных площадок: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика» и «Социальная справедливость». На них участники форума обсудили наиболее важные вопросы социально-экономического развития СКФО и ЮФО.
По итогам работы площадки «Качество повседневной жизни» Межрегионального форума ОНФ в Ставрополе эксперты подготовили ряд предложений, о которых планируется доложить президенту РФ, лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Путину.
Один из модераторов площадки Валерий Гальченко отметил, что ситуацию с задолженностью в системе ЖКХ, которая в том числе нередко возникает из-за неправильных начислений, должна исправить государственная информационная система ЖКХ, которая в настоящее время находится в разработке.
На площадке экспертом также было озвучено предложение создания глобальной системы контроля в сфере услуг ЖКХ. По мнению депутата Госдумы, современные «облачные сервисы» (например, такие как iСloudApple) дают возможность в короткие сроки аккумулировать весь документооборот на единой национальной платформе «Национальный облачный сервис», что позволит отслеживать все финансовые потоки в системе ЖКХ. По словам экспертов, использование такого сервиса может сократить расходы в сфере ЖКХ на 2 трлн руб. Также было высказано предложение оснастить все объекты ЖКХ специальными датчиками учета с ретрансляцией в «облако». Таким образом, в режиме онлайн можно видеть все движения ресурсов. Подобная система помогла бы свести на нет коррупционные механизмы чиновников и управляющих организаций.
Говоря о привлечении инвестиции в сферу ЖКХ, Гальченко настоял на том, что необходимо отработать технологии, дающие финансовую прозрачность в использовании инвестируемых средств. Так как сейчас эта система является непрозрачной, инвесторы не могут отследить, куда тратятся их деньги.
В ходе дискуссии поднималась тема высоких цен на установку приборов учета услуг ЖКХ. Было отмечено, что в разных городах расценки кардинально различаются. Член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев предложил вести мониторинг расценок на установку приборов учета.
Одной из наиболее важных тем, поднимавшихся на площадке рабочей группы, стала тема инвестиций в сферу ЖКХ. По итогам обсуждений руководитель рабочей группы регионального штаба ОНФ в Москве Павел Жбанов сформулировал предложения, которые связаны с тем, что необходимо предъявить определенные требования не только к концессионному соглашению, но и к самому концессионеру и его потенциальным финансовым возможностям. Также эксперт считает необходимым, чтобы концессионное соглашение носило тройственный характер: контроль за соблюдением концессионного соглашения должен осуществлять не только концессионер и муниципалитет, но и субъект Федерации должен выступать стороной концессионного соглашения, которая в том числе осуществляет контроль за его реализацией. Также было предложено целенаправленно и проектно уполномочить ФАС вести мониторинг соблюдения выполнения концессионных соглашений.
Формируя предложения по теме Госжилинспекций и общественного контроля за деятельностью компаний, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, член рабочей группы ЦШ ОНФ «Качество повседневной жизни», руководитель регионального общественного движения по защите прав собственников помещений «Наш дом» Светлана Калинина призвала вести работу по усилению роли общественных советов как на региональном, так и на муниципальном уровне. Экспертами был составлен список предложений, в который вошла инициатива об утверждении программы капитального ремонта регионов, осуществляемая только при наличии и согласовании с собственниками. Кроме того, при принятии решения рецензионной комиссией о предоставлении и продлении лицензий соискателя необходимо учитывать мнения советов домов. Также на базе Госжилинспекций создать строительно-технический, судебно-экономический, санитарно-эпидемиологический отделы, обеспечить исполнение требований по созданию советов в сфере ЖКХ субъекта и конкретизировать их полномочия и задачи с принятием планов работ. Была высказана идея о проведении экспертами ОНФ мониторинга деятельности ГЖИ и обеспечении открытости и публичности проверок Госжилинспекций за 2016 г. Одновременно с этим необходимо ввести квалификационные требования к руководителям и работникам ГЖИ, задействованным в инспекционных мероприятиях, а также обеспечить выполнение обязательств по публикации рейтинга по благонадежности управляющих компаний по итогам проверки ГЖИ с учетом мнения советов домов в обязательном порядке и др.
В заключение обширной дискуссии в рамках рабочей группы «Качество повседневной жизни» на Межрегиональном форуме в Ставрополе высказал предложения руководитель инспекции ОНФ «Оценим качество дорог» Александр Васильев. Он уверен, что необходимо возложить ответственность за качество отремонтированных дорог на подрядчика, а также «разделить строительство/ремонт дорог и ремонт/строительство коммуникационных сетей». Кроме того, по его словам, необходимо, чтобы был разработан законопроект по гарантийным срокам региональных и муниципальных дорог.
Одной из главных тем на площадке «Качество повседневной жизни» в рамках первого межрегионального форума ОНФ в Ставрополе стала проблема задолженности в сфере ЖКХ. По мнению участников форума, для улучшения этой ситуации необходимо повысить прозрачность системы, выяснить реальные причины роста, наладить системную работу с населением, а не создавать новые госкорпорации и вводить дополнительные пени.
Совокупная задолженность в ЖКХ и инфраструктурном комплексе достигла 1 трлн руб. при годовом обороте около 4 трлн руб., такие цифры озвучили на площадке эксперты. Высокие показатели задолженности за ЖКХ характерны для регионов СКФО и ЮФО. Задолженность этих субъектов по некоторым видам коммунальных услуг превышает 60% от всей просроченной задолженности по стране. Специалисты называют причинами этого низкую платежную дисциплину населения, высокий износ инфраструктуры ЖКХ, отсутствие приборов учета и, как следствие, невозможность подсчитать реальные объемы потребления и сверхнормативные потери энергоресурсов вследствие изношенности сетей.
Эксперты настаивают: решение проблемы задолженности в ЖКХ не должно сводиться к попытке переложить финансовое бремя на граждан, а все важные решения необходимо прежде всего обсуждать с людьми. Спецификой регионов Юга России также является их высокая коррупциогенность, отсутствие заинтересованности поставщиков в модернизации и наведении порядка в платежах.
Как заявил эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко, все указанные факторы и проблемы демонстрируют, что пока энергосистема не заработает эффективно и прозрачно для всех потребителей, нельзя перекладывать полную ответственность за просрочки и растущую задолженность на граждан, так как это вызовет социальное напряжение и негативно скажется на экономике страны.
У экспертов вызывают опасения вступившие в силу поправки к ФЗ №307, которые прописывают начисление повышенных пени за просрочку платежей за услуги ЖКХ.
«В регионах, где у населения крайне высока задолженность по оплате услуг ЖКХ, закон о повышенных пени может вообще не заработать на практике, – отметил Валерий Гальченко. – При этом внятного анализа причин роста задолженности и ее структуры инициаторы повышения пени не представили. Регионы должны знать, что есть механизм оздоровления отрасли посредством бюджетных средств. Мы должны разобраться со структурой задолженности, навести порядок в этой сфере и запустить процесс модернизации сферы ЖКХ. Наша задача – прежде всего защитить интересы граждан. Безусловно, среди них есть неплательщики, однако нельзя перекладывать на простых людей ответственность за весь объем задолженности в сфере ЖКХ. Ситуацию с недобросовестными начислениями и, как следствие, созданием задолженности граждан на пустом месте должна исправить государственная информационная система ЖКХ, однако работа по ее созданию пока не завершена».
На площадке также была озвучена идея создания глобальной системы контроля в сфере услуг ЖКХ. Современные «облачные сервисы» (например, такие как iСloudApple) дают возможность в короткие сроки аккумулировать весь документооборот на единой национальной платформе «Национальный облачный сервис», что позволит отслеживать все финансовые потоки в системе ЖКХ. По словам экспертов, использование такого сервиса может сократить расходы в сфере ЖКХ на 2 трлн руб. «Кроме того, оснащение всех объектов ЖКХ специальными датчиками учета с ретрансляцией в «облако» позволили бы в онлайн-режиме видеть все движения ресурсов. Такая система помогла бы свести на нет все коррупционные преступления и злоупотребления как местных чиновников, так и управляющих компаний», – подчеркнул Гальченко.
Эксперты отметили, что основная задача государства – обеспечить прозрачность формирования расходов, закладываемых в тарифы. Представители рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что необходимо в первую очередь провести инвентаризацию самих начислений тарифов за услуги ЖКХ, поскольку основной вклад в рост задолженности вносят не граждане, а различные посредники, зачастую аффилированные с должностными лицами в регионах. Так, по данным Росстата, в регионах СКФО и ЮФО платежная дисциплина населения за первые девять месяцев 2015 г. составила 82,6 и 96,7% соответственно. Фактический уровень платежей населения за январь – сентябрь 2015 г. во многих случаях составил более 90% (Республика Адыгея – 91,3%, Волгоградская область – 94,3%, Ростовская область – 95,8%, Ставропольский край – 101,8%).
Например, в Краснодарском крае за указанный промежуток времени платежная дисциплина граждан составила 100,6%. Однако, по данным крупнейшего производителя тепла в г. Краснодаре ТГК-8, просроченная задолженность организаций перепродавцов тепла за этот же период выросла в два раза – с 207 млн до 442 млн руб. При этом Краснодарский край – один из лидеров по объемам долгов за газ среди регионов РФ.
Такие задолженности в первую очередь сказываются на гражданах, в том числе и на добросовестных плательщиках.
Активист ОНФ из Краснодара Галина Романец добавила, что в Краснодарском крае, например, рост задолженности перед поставщиками газа привел к тому, что в октябре 2015 г. компания «Газпром межрегионгаз Краснодар» прекратила подачу газа в девяти районах, в результате без горячего водоснабжения остались десятки тысяч человек. По данным краевого министерства промышленности и энергетики, газ перестал поступать в котельные Анапы, Ейского, Крымского, Курганинского, Ленинградского, Староминского, Тихорецкого, Успенского, Северского районов. Кроме жителей, без горячей воды остались больницы, детские сады и школы. Она также рассказала о том, что Межрегионгаз заставил ее отключить на три дня отопление, чтобы замерить среднюю температуру в квартире и пересчитать платежи за тепло, в то время как у нее четверо маленьких детей.
Также участники дискуссии раскритиковали идею создания госкорпорации, которая займется решением проблемы задолженности в ЖКХ. Создание госкорпорации повлечет за собой дополнительные траты и нагрузку на бюджет, что недопустимо в непростой экономической ситуации. Кроме того, без наведения порядка в системе ЖКХ, без глубокого анализа причин, влекущих за собой ее неэффективность, создавать новую структуру в отрасли было бы необдуманным и нерациональным шагом, отметили эксперты ОНФ.
На международном форуме ОНФ отмечено, что ряд регионов ЮгаРФ не использует квоты для целевого набора в медвузы.
При низкой обеспеченности медицинскими кадрами регионы Юга России не выбирают квоты на их подготовку в вузах, выяснили участники дискуссионной площадки «Социальная справедливость» первого Межрегионального форума ОНФ. Руководитель Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения, депутат Госдумы Николай Говорин подчеркнул, что дефицит врачей зафиксирован в 10 из 13 субъектов, где показатель обеспеченности медспециалистами ниже среднего по России (39,7 на 10 тыс. населения).
Хуже всего с медицинскими кадрами дело обстоит в Волгоградской области (35,3), Карачаево-Черкесии (33,8), Дагестане (32,6), Ставропольском крае (32,2), Ростовской области (32) и Чечне (25,3). При этом данные регионы не в полной мере используют квоты на целевой прием студентов на обучение в медицинские вузы. Так, Чечня, где хуже всего с обеспеченностью врачами, не использовала более 13% квот, Волгоградская область – 31,5%, Карачаево-Черкесия – 14,8%, Ставропольский край – 5,6%.
«Необходимо разобраться, почему регионы не пользуются положенными им квотами на подготовку врачей при том, что у них и так некому работать. В то же время на Юге России строятся четыре перинатальных центра, два из которых – в субъектах, где наблюдается нехватка врачей. Это Ставропольский край и Дагестан. Эти центры должны будут обеспечивать здоровье будущих поколений, и им необходимы хорошо подготовленные кадры», – сказал Николай Говорин.
Он отметил, что в конце прошлого года состоялось заседание рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» и Центра по мониторингу качества и доступности здравоохранения, где обсуждалось совершенствование целевого набора в медицинские вузы.
«В том числе там прозвучало предложение лишать квот те регионы, которые их не используют, и передавать субъектам, остро нуждающимся во врачах. Руководство регионов должно более ответственно подводить к этому вопросу, чтобы не только не остаться без врачей, но и без возможности льготной подготовки специалистов, обеспечивающих здоровье населения», – отметила председатель Ингушской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ Фатимат Барханоева.
Она также обратилась к представителям Минздрава РФ, присутствовавшим на площадке, с предложением взять эту ситуацию на контроль.
Межрегиональный форум ОНФ в Ставрополе собрал более 600 участников из южных регионов страны. Гражданские активисты, федеральные и региональные эксперты ОНФ, представители исполнительной власти, журналисты собрались на площадках Фронта для обсуждения проблем Юга России и выработки предложений по их решению.