Вернуться к духовности
Мы отказались от создания общественного устройства, главной целью которого было воспитание нового человека, считающего основными духовными ценностями братство, равенство, нравственное совершенство. Отказались от устройства, идея которого лаконично отражалась в гербе: его украшали не лев, не хищная птица, а атрибуты созидания: серп и молот, золотой венок пшеницы.
Идею создания такого общества посчитали утопией, хотя она существовала в реальности. Не затруднились пробиваться через тернии, а пошли вслед за всеми по капиталистической дорожке. Стали строить общество потребления. Такое в истории уже было, не правда ли? Вспомним возгласы толпы великого Рима: «Хлеба и зрелищ!». Хлеб в римских столовых выдавали бесплатно. И зрелища забавляли сытых римлян, кровавые зрелища бьющихся насмерть рабов в Колизее. Хлеба и зрелищ! Где же этот канувший в Лету великий Рим?
Общество потребления. Сбылась мечта сказочного персонажа Емели: по щучьему велению, по моему хотению… Только вместо зубастой волшебницы щуки безукоризненный исполнитель желаний современный волшебник – электроника. Нажал кнопку – стиральная машина сама бельё постирает, другая машина тарелки помоет. Пальчиком поводи – и, как Пацюку, вареники в рот. И готовенький докладец тебе, и сочиненьице на любую тему, всё, чего душа пожелает. Только успевай рот разевать и глотать.
«На всём готовеньком ты счастлив ли, дурак», – пророчески предупреждал поэт-песенник Владимир Высоцкий. Но всем известно, какое у нас отношение к отечественным пророкам. Их в родном Отечестве нет и быть не может. Так что даёшь всеобщую компьютеризацию! Тем более что она внедряется легко и просто. Это вам не коллективизация, которая давалась потом и кровью. Эта штука куда притягательнее. Действует без промаха, как наркотик.
Бедный Емеля! Теперь сказку про тебя и щуку мало кого читать заставишь. Зачем трудиться? Пальчиком надавил – вот тебе на экране и Емеля на печи, и щука в проруби. И лежебока Обломов, и Наташа Ростова, и умелец Левша, что блоху подковал. Только вот незадача. Ни Обломов, ни Ростова, ни Левша уже никак не привлекают твоего внимания. Чтобы они заинтересовали, нужно попытаться стать с ними рядом, подняться до уровня художественного слова, очароваться этим волшебством, впустив его во все роднички своего ума и сердца. А если самому не под силу, взять в помощники прелестные книги-путеводители, такие, к примеру, как «Прочитаем «Онегина» вместе» Н. Долининой или Г. Фейна « Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Эти книги, как нить Ариадны, уведут тебя в познавательный лабиринт отечественной классики, имеющей мировое признание. И не захочется переключаться на виртуальную волну, где на наши души тлетворно действует преступный мир: убийства, насилие, жульничество.
Наверное, эту цель — приобщение молодого поколения к чтению произведений отечественной классики, отличающихся глубиной содержания, мастерством художественного воплощения и таинством благотворного воздействия на читателя – и преследовал Год литературы. Свою посильную лепту в осуществление этой цели привнёс и я.
Разработал методику интерактивного урока для девятиклассников «Остановись, мгновение, ты прекрасно», где рассмотрел шедевры изобразительного искусства через восприятие писателей и поэтов. В школе был проведён вечер «Наш Пушкин». Ученики проявили свои способности в чтении произведений поэта.
Подобные мероприятия, без сомнения, приближают детей к выбору: что полезнее для души – читать или не читать? И если читать, что именно? И когда выбор правильный, то лучшим другом становится книга, а не бездушное железо.
Мне приятно осознавать, что среди моих девятиклассников есть вдумчивые читатели. На внеклассных занятиях они уже успели поделиться впечатлениями от прочитанного. Они и сами пробуют писать в нашу стенгазету «Школьный вестник». Возвращаясь к началу моих рассуждений о смене устоев общества, ориентации на потребление, хотелось бы сказать, что Год литературы, который мы прожили, попытался вернуть нас к духовности. Конечно, надо было сделать это раньше. Но лучше поздно, чем никогда. Однако при такой запущенности душ одним годом, боюсь, не обойтись.
Виктор ЛУНЁВ,
Заслуженный учитель России.
Станица Советская Кировского района.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» №1 (1106) на сайте ЦК КПРФ
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» №1 (1106) на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.