Грузоперевозчики составили для Бастрыкина и Путина карту масштабов поборов на дорогах
В конце июля этого года был задержан начальник ставропольской ГИБДД Алексей Сафонов. Его и подельников обвиняли в продаже поддельных пропусков на перевозку грузов, а также в том, что они обложили данью водителей-дальнобойщиков. В Национальной ассоциации грузоперевозчиков заявили, что годовой доход от такой преступной деятельности может доходить до 100 млрд рублей.
Дело о ставропольских коррупционерах попало под контроль председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, который поручил работникам своего ведомства изучить масштаб взяток на дорогах. Подчинённые Бастрыкина незамедлительно отправились в тур по России.
И вот вместе с общественниками они завершили всероссийский автопробег против коррупции, поводом для которого стало задержание за взятки начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова.
Участники тура в общей сложности преодолели 13 тыс. километров, побывав в более чем 20 регионах страны. Они выявили грубые нарушения на пунктах весового контроля грузового автотранспорта, а также проанализировали полученные сведения о суммах взяток, которые собираются с водителей.
Итоги автопробега озвучил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Автопробег начался в конце августа в Московской области, далее по маршруту были Нижний Новгород, Казань, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Самара, Саратов, Воронеж, Волгоград, Ростовна-Дону, Ставрополь, Краснодар, Симферополь и другие города. Общественники проводили встречи на стоянках с дальнобойщиками, проверяли посты ГИБДД и Ространснадзора, автоматические пункты весового контроля, а также проводили круглые столы». По результатам поездки в Следственный комитет, МВД, прокуратуру, администрацию Президента РФ и другие госорганы были направлены 115 обращений о выявленных нарушениях и масштабах взяточничества.
Получилась своего рода карта коррупции на дорогах страны. Участники автопробега рассказывают, что единовременная плата за проезд через пост ГИБДД в России для законопослушных водителей грузовиков составляет сейчас от 200 до 500 рублей. Деньги просто вкладываются в документы, проверяемые инспектором.
Если есть нарушения (например, не соблюдён режим труда и отдыха или есть перегруз), то придётся заплатить от 1,5 до 3 тыс. рублей — в этом случае «никто ничего проверять не будет». «Но если, не дай бог, водитель решил попытаться проскочить через пост зайцем, такса будет уже в районе 10-15 тыс. рублей. При этом есть регионы, в частности, Краснодарский и Ставропольский края, где нижняя планка таксы выше средней по стране — 1 тыс. рублей», — говорит Матягин.
Коррупционная схема до банальности проста. Сотрудники ГИБДД и Ространснадзора сами деньги на стационарных и передвижных постах не берут. Для этого созданы посреднические структуры, которые нередко возглавляют бывшие работники контролирующих органов. Они располагаются в неприметных ларьках, иногда деньги принимаются «решальщиками» прямо в автомобилях.
В каждом регионе, отмечают грузоперевозчики, действуют также системы так называемых «абонементов», когда деньги передаются определённым структурам. Водители грузового транспорта перед рейсом платят за то, чтобы без проблем проехать через посты весового контроля. Их вносят в специальную базу, по которой сверяются дорожные инспекторы. Заплатившим мзду также могут поставить штамп в путевом листе или выдать визитку, они будут своего рода пропуском.
«Бывает, гаишники говорят: платите или если есть кому позвонить, договориться — звоните. Это называется «звонок другу». И уже куратор решает с инспекторами все вопросы.
Сотрудники контролирующих органов заинтересованы в том, чтобы водители платили. И эти деньги идут с самых низов по цепочке наверх», — отметил глава Национальной ассоциации «Грузавтотранс». Тех же, кто не хочет давать взятки, вносят в чёрные списки и останавливают по любым поводам, не давая спокойно завершить рейс. Подкопаться могут не только к перегрузу, но ещё к отсутствию тахографа, несоблюдению режима труда и отдыха, техническому состоянию автомобиля. По словам Владимира Матягина, проблема имеет системный характер, поскольку такие поборы существуют по всей России. Водители вынуждены платить в каждом регионе, поскольку «абонементы» действуют на ограниченной территории.
«Конечно, 19 млн рублей, которые в качестве взяток приписывают начальнику ставропольской ГИБДД, просто смешно. 19 млн рублей — ежедневный заработок у гаишников и сотрудников Ространснадзора. Реальная картина оценивается в миллиарды рублей прибыли ежемесячно. Общая сумма поборов в России по такой схеме — около 100 млрд рублей в год! Так что дворцы есть не только у начальника ГИБДД Ставрополья», — отметил он.
Напомню, согласно последним выводам аналитиков, за январь — июль этого года Ставрополье по количеству взяточников занимает первое место в СКФО, а в коррупционном рейтинге регионов России наш край входит в топ-10, заняв девятое место по количеству взяткодателей и десятое — по числу взяточников среди всех субъектов страны.
Резюмируя, Матягин констатирует, что ожидания в ходе автопробега подтвердились. На местах не работают законы, сотрудники контролирующих органов «взяли их за основу для своих бизнеспроцессов», а оспаривать в судах штрафы — себе дороже. Вот и чувствуют себя вольготно сотрудники дорожной инспекции на своих участках, как разбойники на большой дороге.
Пойдут ли дальше «доблестные» карающие органы или всё закончится простой констатацией фактов — поживём, увидим.
Как говорят у нас, ждём посадок.
Лидия СЕРГЕЕВА по материалам из открытых источников.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 11 ноября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.