В сентябре-октябре в Солнечнодольске проходил фестиваль уличного искусства под названием «Культурный код». Художники создавали галерею современного искусства под открытым небом. Местные жители с любопытством наблюдали за их работой. Но, оказывается, не все поняли их замыслы и суть этого необычного события.
Сначала немного о происхождении уличного искусства. Эти непонятные рисунки на зданиях называются граффити, а их авторы — райтерами. Граффити происходит от греческого слова «Graphein», означающего «писать» и от итальянского слова «Graffi to» — «царапать». А история этого термина уходит к доисторическим людям, рисовавшим на стенах пещер. Это явление, по-видимому, было вызвано человеческой жаждой общения — граффити представляет собой тягу к общению.
Первый райтер носил прозвище «Такi 183». Нацарапав его на какой-то стене, он приплюсовал к нему номер своего квартала. И пошло-поехало. Продвинутый народ стал писать заковыристым шрифтом на стенах. Писали все: чёрные и белые, богатые и бедные. Создавались своеобразные команды, которые расписывали стены, заборы, мусорные баки и мосты.
Первые серьёзные отечественные граффити начали появляться в середине 90-х прошлого века одновременно с модой на брейк-данс. Это вполне объяснимо, ведь то и другое — часть хип-хоп-культуры. В то время по стране волной прокатились breakфестивали. Декорации к ним доверили оформлять первым граффитистам, которые при помощи баллонов с автоэмалью просто творили чудеса.
Смысл граффити в свободе творчества: рисовать что угодно и где угодно. Но вместе с тем написать что-нибудь очень важное, передать информацию. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец перед тобой вырисовываются буквы, символы, рисунки, но разобрать, что это, невозможно — большая задача, которую нужно решить, не зная ни формул, ни хода решения. Это и есть настоящее граффити.
Сейчас модно рисовать замороченные картинки. С такой и столкнулась жительница Солнечнодольска Элеонора Абрамовна Розанова, приславшая возмущённое письмо в редакцию:
«Картина на доме №11 по улице Энергетиков меня поразила. Какое-то чудовище (говорят, медведь) с бровями, как у Брежнева, с пастью, из которой торчит трубка, как у Сталина, и вываленный язык. На голове шапка-ушанка, в которых воевали красноармейцы и партизаны, на шапке большая красная звезда. Лапы с когтями, в одной зажата русская матрёшка, в другой — баллон, из которого что-то распыляется (наверное, дихлофос). Сегодня утром вновь пошла посмотреть на эту «картину». Лицо матрёшки перерисовали, сделали красивое, изначально было безобразное: один глаз почти закрыт, второй затуманен, в общем, либо отравлена, либо наркоманка.
Моя родня была репрессирована в 1941 г. Я родилась после войны, но помню, в таких ушанках ходили фронтовики — кто без руки, кто без ноги… Они рано умирали. Глядя на то, что происходит сейчас, я часто думаю, что бы сказали на это ушедшие на фронт со школьной скамьи? Люди, почему вы позволяете плевать в своё прошлое? И кому? Англосаксам и прочим, у которых зубной скрежет на Советскую страну и вообще на Россию. Что творится: одни сидят на золотых унитазах, другие живут на подачки. Обидно всё это».
Могли предвидеть участники фестиваля и его устроители, что такое искусство может быть воспринято и так? Конечно, граффитисты — в большинстве молодёжь, которая старается креативно, то есть ново, необычно, заключить в образы исторические символы. Ну да, медведь, шапка-ушанка, трубка Сталина — стандартный образ России в глазах западного обывателя. А для нас, россиян, разве только это наша Родина? Вот что возмущает старшее поколение.
Когда проходила церемония закрытия фестиваля, её гостям сами авторы граффити рассказывали о смыслах, которые они вложили в свои рисунки. Возможно, тогда Элеонора Абрамовна поменяла бы своё мнение о современном уличном искусстве. Ведь граффити стало стихией, изменившей внешний вид наших улиц, добавляя в городскую среду информацию для размышления. А то всё реклама да реклама.
Но всё же, прежде чем заполнять образными изображениями пустые пространства на жилых домах и других объектах городской инфраструктуры, нужно сначала учесть, как столь необычные рисунки отразятся на восприятии населения, для кого они и предназначены.
Лидия СЕРГЕЕВА
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 3 ноября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.