Опыт советского коммунизма составлял и всегда будет составлять предмет главной исторической гордости нашего народа. Как можно предавать, открещиваться от него?
Коммунисты прежних лет отдавали свои жизни или рисковали ими во имя коммунистических идей. Как можно их винить, совершенно не зная жизненной правды? Как можно выкрасить в чёрный цвет целую историческую эпоху? Советский период – огромный пласт в жизни нашего народа не по времени, а по насыщенности трагедий и подвигов. Кто может выносить обвинительный приговор этой эпохе особенно на фоне нынешнего времени – апатии, бездуховности и бессмысленности?
Сколько в нынешней России антикоммунистов? Видимо, те, кто не голосует за нас, являются ими. Но действует ли здесь принцип «Кто не с нами, тот против нас»? Или есть место другому принципу: кто не против нас, тот с нами? У меня нет ответа. Сколько людей пострадали от коммунизма? Не больше ли пострадавших от нынешнего капитализма? Полагаю, если бы нынешний российский электорат лучше думал, у КПРФ обнаружится сверхизбыток сторонников.
Увы, феномен российского антикоммунизма толком не изучен. Выделю его главные особенности.
Во-первых, исключительно противоречивое непоследовательное явление, сотканное из оговорок, подтасовок, инсинуаций, отдельных примеров, якобы характерных для всего общественного строя, всяческих «но» и мудрствований «с одной стороны, но с другой…» и т.д.
Иной раз антикоммунистов даже жалко, если смотреть на то, как им приходится вертеться между правдой и ложью, порядочностью и подлостью, смелостью и трусостью, патриотизмом и предательством.
Российский антикоммунизм – сплошная эклектика.
Но иначе и быть не может. Ведь коммунизм – стройная научная теория, которой антикоммунизм ничего не может противопоставить.
Во-вторых, нынешний российский антикоммунизм носит, так сказать, межпоколенный характер.
У современного антикоммуниста деды и прадеды были настоящими коммунистами, многих он знал, но сам воспитался как антикоммунист. Возможно такое? Конечно, в жизни случается всякое, но всё же от осины не родятся апельсины.
Однажды, работая с курсантами, я попросил их оценить по десятибалльной шкале уровень нравственности различных категорий людей – своих товарищей, знакомых, преподавателей, командиров, родных. Самые высокие баллы получили, на удивление, бабушки – 9,8, дедушки оказались на втором месте – 9,5. Когда я сказал, что они выше всех оценили именно коммунистов, курсанты спокойно парировали: «Мои предки были хорошими коммунистами…»
Из сказанного можно сделать вывод: антикоммунизм молодых людей по большей части носит искусственный характер, навязанный им СМИ и Интернетом.
Нынешние антикоммунисты никак не пострадали от советского коммунизма. Действительно пострадавшие по большей части уже ушли из жизни, а ныне живущие в основном были виновны перед Советской властью.
В-третьих, российский антикоммунизм проникнут духом мести невиновным со стороны не пострадавших от коммунистической власти.
Это превращает российский антикоммунизм в исключительно уродливое безнравственное и бессовестное явление. С одной стороны, те, кому мстят, а это члены КПРФ, не виновны в том негативном, что имело место в истории. С другой стороны, нынешние «мстители» действуют совершенно бессовестно, наказывая внуков за возможные грехи дедов.
Это даже не месть, а политическое устранение конкурентов в борьбе за власть. Тут годятся любые приёмы…
Коммунисты придерживаются не методов своих предшественников (они были не идеальные, но и время было не мирное), а самой коммунистической идеи, которая является мечтой всех поколений, живших до нас.
Ясно, что убить идею не получится, её можно только реализовать или пережить. Тогда нам говорят: «А вы покайтесь за своих предшественников!». Нет, пусть каются те, кто превратил пролитую кровь – и белых, и красных – в напрасную, кто обрёк тем самым народ на новое кровопролитие. Или вы его исключаете?
В-четвёртых, любопытная особенность современного антикоммунизма – его лидеры, которых попросту нет.
У нас нет крупных идеологов антикоммунизма, таких, как Бжезинский или Киссинджер. Президента и его министров по высказываниям нельзя причислить к главным антикоммунистам России. Политики, и те иной раз прикусывают языки, кроме главного трубадура антикоммунизма Жириновского. А уж сами капиталисты вообще не любят всяких «измов», как и любую иную науку, кроме науки обогащения.
Вот и получается, что наш доморощенный антикоммунизм процветает без авторитетной головы. Формально так, но это не делает его менее опасным.
Антикоммунисты – не обязательно люди великие. Ими могут быть обычные соседи по лестничной клетке. Это могут быть любой обыватель, чиновник, учитель и даже коммунисты, оказавшиеся в партии по безграмотности или в качестве её разрушителей изнутри. Антикоммунизм распылён в нашем обществе. Поэтому борьба с ним — дело каждого коммуниста на каждом рабочем месте и в каждой точке общения с людьми.
В-пятых, особенность российского антикоммунизма. Всем кажется, что он направлен против партии Зюганова, а он против России.
Капитализм давно исчерпал положительный потенциал своего развития, историческую подъёмную силу и не может выдвинуть никаких возвышенных целей и идей.
Что капитализм обещает России и человечеству? Ничего кроме идеи обогащения, войн и выживания сильнейшего. Но разве не может быть общественного устройства, обеспечивающего достойную жизнь каждому человеку? Может, коммунизм.
Говорят, что коммунизм – иллюзия. Однако человечество развивается в борьбе за иллюзорные цели. Но самоценны не иллюзии сами по себе, а возвышение людей на пути движения к ним.
Коммунизм обладал и обладает именно этой силой возвышения человека. То, что ещё вчера было иллюзией, завтра может превратиться в реальность.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» 14 октября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.