ГОД ЛИТЕРАТУРЫ
Говорят, что великий поэт у каждого свой. Великий поэт всегда многозначен, многоэтажен, противоречив, парадоксален. И всякая однозначность в его понимании – это Прокрустово ложе для него. Я с этими утверждениями согласен.
28 ноября исполняется 135 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880–1921). В моём понимании он – едва ли не двойник М. Ю. Лермонтова. Я вижу в Блоке (он начал писать стихи с пяти лет) неподъёмный для одного человека лермонтовский поэтический талант, его жажду жизни и смерти одновременно, постоянное душевное метание между этими крайностями бытия человека, безмерную любовь к Родине, к женщине и одновременную боязнь ошибиться в этой любви, тягу к мистицизму и философии, страх перед ужасами реального существования человека и веру в возможность их преодоления, понимание высокого гражданского предназначения поэта.
Но главное, что объединяет этих двух поэтов – трагическое мироощущение. Блок писал:
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.
Увы, этот трагизм поэты подтвердили собственной судьбой: Лермонтов погиб на дуэли – от прямого попадания пули в сердце, Блок умер от ипохондрии, свойственной Лермонтову, и тяжёлой болезни сердца.
Нам – коммунистам – Александр Блок всё же ближе, но в этом нет вины Лермонтова, ибо поэты жили в разные эпохи. Мы не знаем, как бы повёл себя Лермонтов в революционные дни 1917 года, скорее всего, так же, как и Блок, но это лишь предположение. Блок, мы знаем, стал под знамёна большевиков сразу, безоговорочно, без всякого расчёта на выгоду и задолго до того, как их победа стала очевидной.
…Чем особенно важен Блок для современности? Я бы выделил здесь два момента – его ненависть к мещанству и его поэму «Скифы».
Блок люто ненавидел буржуа (мещанство), как Достоевский, как Герцен, как тот же Лермонтов, сменивший штатское платье студента на погоны прапорщика. По соседству с Блоком жил достопочтенный буржуа, не причинивший поэту никакого вреда и даже чтивший его. Но вот какую молитву об этом соседе записал в своём дневнике А. А. Блок: «Господи боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему… Я задыхаюсь от ненависти, которая доходит до какого-то патологического истерического омерзения, мешает жить. Отойди от меня, сатана, отойди от меня буржуа, только так, чтобы не соприкасаться, не видеть, не слышать; лучше я или хуже его, не знаю, но гнусно мне, рвотно мне, отойди от меня, сатана!» (26 февраля 1918 года). Ах, мог ли утвердиться вновь в России буржуазный строй, если хотя бы мы – коммунисты – примерно так же относились к мещанству? И разве будет нынешний буржуа отмечать день рождения Блока?
Считается, что поэма «Двенадцать» – главное революционное сочинение А. Блока. Это действительно так. Христос в поэме – большевик, ведущий за собой народ. Но для нынешнего дня главным его произведением назвал бы поэму «Скифы», ибо мы являемся прямыми свидетелями драматического противостояния Запада и Руси, гениально отражённого Блоком в упомянутой поэме. Он воспринимал Россию в качестве щита, который защищает Запад от Востока:
Хотя Блок грозил Западу иным — Россия откажется быть щитом. В «Скифах» он писал:
Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
Какое поразительное попадание А. А. Блока в день сегодняшний, если под гуннами понимать террористов, которые, правда, «мясо белых», кажется, не жарят, но зато головы отрезают, сердца вырезают и едят сырыми!..
Но не отказалась Россия от своей роли щита между Западом и Востоком – ни при Блоке, ни после него, ни сегодня. Оценит ли это когда-нибудь Запад?
Ф. М. Достоевский считал, что этого не произойдёт никогда. А он Запад знал хорошо…
Н. Ф. БОНДАРЕНКО.