Недавно президент России В. В. Путин подписал закон, согласно которому запрещается признавать содержание и цитаты из священных писаний экстремистскими материалами. Что ж – вполне логично: мало ли что могли понаписать в этих книгах люди много столетий и даже тысячелетий назад! А иные из этих книг, как утверждают клирики, людьми получены непосредственно с небес. Так что ж – признавать Бога экстремистом? Ни боже мой…
А годом ранее (16 июля 2014 года) в интернете появился материал об экстремизме в работах В. И. Ленина, который почему-то вновь приобрёл некую популярность. Получается, что религиозные книги – не экстремизм (только откуда ж тогда эти постоянные религиозные склоки и войны хотя бы в мусульманском мире?), а вот ленинские труды – это экстремизм, отсюда – и терроризм. При этом, разумеется нет и намёка на то, что ноги терроризма, растут (конечно, пардон за моветон) из задницы капитализма.
Кто не читал упомянутый материал об экстремизме Ленина, тот ничего не потерял. В нём собраны цитаты из различных работ, речей, писем и телеграмм В. И. Ленина, по которым можно прийти к выводу, что именно он и есть экстремист и террорист №1. Кого только Ленин не уничтожал: буржуазию, интеллигенцию, офицеров, трудовое крестьянство, священников, казаков и прочих невинных мужиков. Читаешь эти ужастики, и вспоминаются кем-то сказанные слова: «Дайте мне священное писание, я выдерну из него несколько цитат и докажу, что его автора необходимо повесить». Прочтёт его человек – и ахнет: какое же чудовище был этот Ленин! Ведь всех хотел перевешать, перестрелять, в тюрьмы пересажать и т. д.
Я насчитал в упомянутой статье около 40 ленинских «экстремистских» цитат. Должен сказать, что выборка получилась и с количественной, и с качественной точки зрения довольно слабенькой. Например, как можно было пропустить цитату, что Ленин требовал расстреливать за беззаконие даже советских чиновников и красноармейцев, писал: «…За реквизии без квитанций – расстрел» (т. 37, с. 32).
Ещё пример: как можно было не назвать цитату, что Ленин требовал вешать «на вонючих верёвках» даже собственных министров (народных комиссаров). И при этом полагал, что стоило бы повесть и его самого – Ленина, и за что же? За сущую мелочь – за волокиту. А кто не волокитчик? Цитируем: ««Мы не умеем гласно судить за поганую волокиту: за это нас всех и Наркомюст сугубо надо вешать на вонючих веревках. И я ещё не потерял надежды, что нас когда-нибудь за это поделом повесят» (т. 54, с. 87). (Курсив мой. – Н. Б).
Итак, вот он настоящий Ленин – всех надо вешать! Правда, не удалось найти цифру на счёт количества людей, перевешанных по приказу Ленина, но это мелочи…
Хотя почему же? Некоторые весьма красноречивые цифры на этот счёт всё же можно найти. Например: за 1918–1921 гг. белогвардейскими судами были приговорены к расстрелу 111.730 человек, а советскими – 6.513 человек, т.е. почти в 20 раз меньше. А вот ещё цифра: за годы «Красного террора» ВЧК расстреляли чуть больше пяти тысяч человек, а генерал Маннергейм только за одну ночь расстрелял 13 тысяч финских рабочих только за то, что они высказывали симпатии к Советской власти. Если эти цифры верны, а сомневаться в их верности у нас нет оснований, то Ленин и большевики – в сравнении с защитниками буржуазной власти – почти святые.
Вот ответ и самого В. И. Ленина на обвинения в жестокости. В 1919 году он писал: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение не уходит со страниц печати… Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите, в эту клевету…» Нам террор был навязан… В нашем идеале нет места насилию над людьми…» (т. 30, с. 122).
Но клевета продолжается, что именно насилие и было сущностью Ленина и большевизма. Теперь уже с использованием Интернета. Значит, Ленина нужно защищать, он – последняя и главная надежда и опора для коммунистов. Не защитим Ленина – канем в небытие. Мы просто обязаны устроить идеологический мордобой людям, которые прилагают отчаянные усилия, чтобы демонизировать его, а потом и вычеркнуть из памяти народов и из истории. Чтобы этого не произошло, следует взять на вооружение следующие основные принципы защиты В. И. Ленина.
Принцип диалектического подхода. Диалектика – это учение о единстве противоположностей. Подлинно великие люди всегда многозначны, многоэтажны, парадоксальны. О них почти всегда можно сказать двояко и противоположным образом. В. И. Ленин в этом отношении не исключение, а закономерность. Вот почему одни люди крушат гранит его памятников и другие – хранят его тело, как святыню. Суждения того или иного человека о Ленине больше говорят о самом человеке, чем собственно о Ленине. И потому так важно усвоить следующий принцип защиты В. И. Ленина.
Принцип классового подхода. Конечно, с точки зрения буржуазии Ленин – преступник страшнее Пугачёва. Другой оценки Ленина от буржуазии мы не дождёмся. И даже будучи мёртвым, для неё нет страшнее врага, чем Ильич, ибо он угрожает её существованию и сегодня. А с точки зрения трудящихся Ленин – освободитель от гнёта, борец за их интересы. Более того: Ленин – не метеор, вспыхнувший и исчезнувший в пространстве, а путеводная звезда, которая навсегда зажглась на небосклоне человечества.
Противники Ленина имеют шанс на его уничтожение лишь в том случае, если трудящиеся в массе своей поддадутся на антиленинскую пропаганду и перейдут на чуждую им буржуазную точку зрения. Коммунисты, допустим это?
Принцип сущностного подхода. Сущность конкретна, многословна, но может иметь много уровней – сущность первого порядка, второго и т.д. Лично я вижу сущность Ленина в том, что он, будучи по происхождению буржуа, тем не менее, перешёл на позиции трудящих и всю свою жизнь посвятил служению им. Более того, он преуспел в этом служении, и продолжает им служить и после смерти своей. Кто этого не понял, тот, думается, не понял в Ленине ничего.
Принцип научного подхода к анализу личности В. И. Ленина. Научный подход предполагает выявление исторических закономерностей, которые Ленин реализовывал. Главная закономерность – это переход от капитализма к социализму. Разве Ленин её придумал? Сегодня нам это должно быть яснее, чем прежде, что капитализм угробит человечество, если оно не сумеет перейти на социалистический путь развития. Убедительно об этом писал вовсе не марксист, а математик А. Эйнштейн в своей статье «Почему социализм?» (1949 г.). Поразительно любопытное чтение! Учёный, в частности, здесь пишет: «Неограниченная конкуренция ведёт к чудовищным растратам труда и… к изувечиванию социального сознания отдельной личности… Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма… Я убеждён, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путём создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования… В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану». И что вы – господа – скажите против Эйнштейна?
Ленина обвиняют в диктатуре пролетариата. Вот как он её объяснял: «Из общества, где один класс угнетает другой нельзя выйти без диктатуры угнетённого класса путем демократии» (т. 37, с. 392). Он это сам придумал, что демократия не избавит народ от эксплуатации, или такова закономерность общественного бытия?
Нет же, Ленин никогда не своевольничал и не дурил, как, кажется, дурил с опричниной Иван Грозный. Но и Грозный дело делал: он обуздывал своеволие бояр в интересах создания РЦГ — Русского централизованного государства, т.е. реализовывал закономерность, которую, может быть, и сам не осознавал. Но мы-то теперь понимаем, что сделал Грозный для России – спас нашу страну от порабощения и уничтожения по кусочкам, как это сделал и Ленин, но в иных исторических условиях.
Итак, с научной точки зрения в Ленине нужно искать не особенности его характера, не казусы, не обиды за повешенного брата, не работу на немцев, и не прочие благоглупости, а именно закономерности общественно развития, которые он стремился реализовать.
Принцип опоры на закон. Как известно, нынешняя Россия является правопреемницей СССР, а вовсе не царской России. Основателем же СССР был В. И. Ленин. Значит, этой «новой России» нужно принимать целиком и Ленина, а не демонизировать его. Выступая недавно с публичной лекцией наш единственный Нобелевский лауреат Ж. И. Алфёров говорил: «…Сегодня одна из важнейших задач средств массовой информации и многих там деятелей — перестать поносить советскую власть и советский период нашей истории» («Советская Россия». – 2015. – 21 нояб.). Вот именно…
Ни одно государство мира не позволяет себе критиковать своего же родителя. Нужно требовать от нашего парламента принятия закона о признании В. И. Ленина национальным гением России. Именно он спас страну, именно он превратил Россию в защитницу интересов трудящихся всего мира. Именно он указал человечеству выход из исторического тупика и способ прорыва в будущее – из предистории (по Марксу) в подлинную историю развития человечества.
Но с поворотом России к капитализму люди перестали жить будущим – будущее просто исчезло. Народ вычеркнут из его созидания: трусы испугались брать высоту. Люди теперь живут лишь сегодняшним днём, они даже не живут, а выживают. А многие просто берут, а не живут, берут от жизни всё! Защитим Ленин – вернём России будущее.
Принцип исторического де-факто: историю бесполезно критиковать, и уж тем более в чём-то обвинять её и людей, живших в прошлом – не услышат… История сложилась так, как она сложилась. И какая бы она ни была, её нужно принимать и понимать, ибо это история нашей Родины на различных этапах своего развития. И находить в ней то, чем можно гордиться. Ленин же и его дело – главный вклад России в развитие цивилизации.
И всё же важнее всего – учиться у истории, чтобы не повторять её ошибок. Разве современная российская буржуазия, восстанавливая условия, вызвавшие революцию 1917 года, не понимает, что тем самым не коммунисты, а именно она готовят новую революцию? Кстати, Октябрю предшествовала война. Сегодня мы уже ввязались в войну – первые потери людей в Сирии мы уже понесли. И это же только начало! Если вы – господа – не признаёте законность Ленина, считаете его преступником, то ваша власть тем более незаконна и преступна…
Большевики не захватывали власть. Она валялась под ногами. Ни монархисты, ни либералы, ни демократы ею не могли овладеть, ибо не имели ни идей, объединяющих и возвышающих людей, ни сил, ни соответствующей поддержки народа.
Власть в руки большевиков перешла удивительно бескровно. Даже выстрел «Авроры» был холостым, а при штурме Зимнего, который защищали юнкера и женский батальон (больше старую власть защищать было некому… Почему?), погибло лишь 6 человек – от неосторожного обращения с оружием. Из 100 крупнейших городов России лишь в 16 из них вопрос о Советской власти решался военным путём. Первый случай смертной казни был зафиксирован лишь в мае 1918 года. Террор пришёл позже. Повторим ещё раз слова Ленина, он большевикам был навязан.
Принцип психологизма. Его очень хитро используют наши противники, например, выдёргиванием тех же цитат из его работ. Это именно психологический приём. Ленина выставляют то евреем, то немецким шпионом, то фанатиком, то безумцем, демонстрируя, например, его предсмертные фотографии.
Мы не должны прибегать к обману, но психологию игнорировать не должны. Ведь Ленин всю жизнь работал в условиях ада – с первых революционных шагов (прочтите, например, его статью «Как чуть не погибла «Искра»), и до последних дней жизни. Зачем ему с комфортным происхождением (дворянин!), прекрасным образованием и уникальными способностями нужны были эти мучения?
А что он делал с 1917 по 1922 годы – пиво пил, рыбу ловил? Напротив: его ловили. Правительство за голову Ленина обещало вознаграждение в 200 тыс. рублей золотом, 50 офицеров ударного батальона поклялись найти Ленина или умереть. По его следам рыскала собака ищейка по кличке Треф. Его жизнь постоянно висела на волоске: «Если меня укокошат…» (т. 49, с. 444), обращался он к товарищам по партии, и давал им на этот случай соответствующие распоряжения. Зачем ему нужны были эти тяготы?
И почти укокошили: он ведь был ранен, в конечном счёте, смертельно. Ленин работал на пределе физических и нравственных сил: люди – вы это понимаете? Его мозг, как оказалось после смерти, работал лишь на 30%, остальная часть оказалась зацементированной. Он дачу в Горках получил лишь по случаю болезни…
Ленин написал 100 томов научных работ. В его трудах содержится 2323 ссылки на произведения Маркса и Энгельса. Попробуйте переписать хотя бы один том от руки – просто переписать или набрать на клавиатуре – получится вынести этот труд?
Оценивая свою жизнь, В. И. Ленин писал в письме к И. Ф. Арманд: «Вот она, судьба моя. Одна боевая кампания за другой – против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т. д. Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на «мир» с пошляками» (т. 49, с. 340).
Кто бы из критиков Ленина захотел повторить его судьбу – и не из критиков тоже? Дескать: разъезжал по заграницам, пиво пил, по борделям ходил, партийные деньги проматывал и т. д. На самом же дело он с женой нередко элементарно голодал…
А мог бы жить иначе, спокойнее? Конечно, мог бы… Но Ленин подчёркивает, что никогда бы не променял свою тяжёлую жизнь на мир с пошляками. Мы видим сегодня, что пошляки вновь мобилизовались, организовались и идут войной на Ленина. И чем ближе 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, тем всё яростнее будет вестись эта война.
Неужели Ленин будет побеждён? Отвечу на этот вопрос восклицанием тигра Шерхана из сказки «Маугли: «Глупцы! Ничего у вас не выйдет!» Ибо чем глубже погружается наш народ в пучину капитализма, тем яснее ему становится правда Ленина. Или не так?
Н. Ф. БОНДАРЕНКО, 25 ноября 2015 года