Удивительно современен Пушкин. Сегодня, когда реакционные силы стремятся разобщить народы, посеять вражду и недоверие на национальной, религиозной почве, по имущественному признаку и расовой принадлежности, по политическим взглядам и различиям культурных традиций, гений Пушкина объединяет людей в яркий венок народов и племён, взаимно обогащающих друг друга и составляющих бесценное многообразие и единое целое человеческой цивилизации.
Александр Пушкин интернационален по складу ума, по своему мировосприятию. Эта сторона литературного наследия великого поэта особенно важна для осознания единства российского народа, с утратой которого наш народ просто перестанет существовать. Предметом нашей гордости ещё совсем недавно был великий Советский Союз, где все населявшие его народы пользовались одинаковыми правами на развитие. Людей объединяли дружба, взаимное уважение, взаимопомощь и восхищение своеобразием культур более чем 100 наций и народностей. И вот СССР нет… Как мы могли такое допустить?
Теперь всё чаще высказываются опасения за целостность России. Давайте вместе читать Пушкина, который учил высоко ценить наше единение, любить и понимать наши великие и малые народы, уважать их душевные качества, особенности быта, историю и представления о будущем.
Поэт словно предвидел опасность раскола на западе страны. В стихотворении «Клеветникам России» он писал:
О чём шумите вы, народные витии!
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? Волнение Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Убедительно и современно звучит его упрёк тем, кто разъединяет народы, не учитывая их прошлое, их единую историческую судьбу: «Оставьте нас: вы не читали сии кровавые скрижали». Ведь были исторические факты объединения литовцев и других прибалтийских народов, украинцев с русскими перед угрозой их поглощения Западом.
Александр Сергеевич понимал бессмысленность разрушительного противостояния Польши по отношению к России: «Кто устоит в неравном споре: кичливый лях иль верный росс?». Он осуждал инициаторов политического демарша Чехии:
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
Вмешательство враждебных сил поэт оценивал как непрекращающееся посягательство на целостность государств, на мирное развитие, дружбу и сотрудничество славянских народов. Он предрекал обречённость этих усилий на неуспех: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?». И заявлял противникам единения славян: «Вы грозны на словах — попробуйте на деле!».
Особая любовь Пушкина — к малым народам России, в которых он видел высокие достоинства, не всегда в его время замеченные и оценённые. В повести «Капитанская дочка» автор представил калмыка Юлая, не изменившего воинской присяге и раскрывшего ложь казачьего урядника, обманувшего коменданта крепости. С огромным сочувствием к человеку с обличением крайней жестокости самодержавия рассказал Пушкин об одном из восставших башкирцев: «Никогда не забуду этого человека. У него не было ни носа, ни ушей». «Башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок». «Ты, знать, не в первой бунтуешь», — сказал на это царский офицер.
Поэтому герои повести — восставшие крестьяне — вызывают огромное сочувствие и понимание. Пушкин с восхищением описывал образ отважного сподвижника Емельяна Пугачёва, башкирского поэта-сказителя Салавата Юлаева, который сегодня является национальным героем Башкортостана.
Повесть в стихах «Кавказский пленник» — история любви юной черкешенки к пленному русскому офицеру.
Он чуждых слов не понимает;
Но взор умильный, жар ланит,
Но голос нежный говорит:
Живи! И пленник оживает.
Девушка жертвует своей жизнью, чтобы помочь пленнику бежать на родину.
В поэме «Цыганы» Пушкин воспевает свободу, признаваемую всеми и для всех. Старик, изгоняющий ревнивого убийцу из табора, говорит:
Мы дики; нет у нас законов.
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов, —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рождён для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
Путевые записки «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» содержат описание национального характера и традиций многих народов Кавказа и Закавказья: черкесов, осетин, грузин, армян. Его восхищает воинская доблесть черкесов: «Кинжал и шашка — суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать».
Описывая своё знакомство с князем Казбеком, Пушкин пишет: «Мы расстались большими приятелями». Посетив калмыцкую кибитку, колоритно описал быт этого народа, особенности одежды и поведения людей. Этими впечатлениями было навеяно его стихотворение «Калмычке», созданное во время путешествия.
Любовь и восхищение людьми, встретившимися ему в пути, заставили поэта упомянуть в своих записках и побеждённых русскими войсками турок и персов. Встретив придворного персидского поэта Фазил-Хана, Пушкин начал было высокопарное восточное приветствие, но вскоре понял: «Как же мне стало совестно, когда Фазил-Хан отвечал на мою неуместную затейливость простой, умной учтивостью порядочного человека! Он надеялся увидеть меня в Петербурге; он жалел, что знакомство наше будет непродолжительно. Впредь не стану судить о человеке по его бараньей папахе».
Поэт восхищается смелостью персидского принца Хазрев-Мурзы, который при нападении горцев, услышав свист пуль, выскочил из своей коляски, сел на лошадь и ускакал. С уважением описывает малочисленный народ Закавказья — язидов, «признавших владычество русского государя».
Взятый в плен турецкий паша, когда ему представили Пушкина, «сложил руки на груди и поклонился, сказав через переводчика: «Благословен час, когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных. Между тем как мы, бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах, он стоит наравне с властелинами земли, и ему поклоняются». Поэзия объединяет людей. Она не знает границ».
Любовь к Отечеству, ко всем населявшим его народам, дружественные чувства к соседям по евразийскому континенту, тревога о будущем сделали Пушкина провидцем. Его строки в поэме «Полтава» звучат предостережением, к которому не прислушались современные мазепы Украины и их приспешники.
Украйна глухо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны,
Роптали, требуя кичливо,
Чтоб гетман узы их расторг,
И Карла ждал нетерпеливо
Их легкомысленный восторг.
Разве не так же начиналось националистическое брожение на Украине в начале XXI века? И разве не те же подосланные Западом иезуиты, отравившие Александра Невского, направляли мысли и руку Мазепы против России?
Мазепа козни продолжает.
С ним полномочный езуит
Мятеж народный учреждает
И шаткий трон ему сулит.
Паутина государственной измены во все времена плетётся по одному сценарию. Пушкин описывает действия предателей России: «Повсюду тайно сеют яд его подосланные слуги», «там за порогами Днепра стращают буйную ватагу самодержавием Петра», «угрозой хитрой подымает он на Москву Бахчисарай», «король ему в Варшаве внемлет, в стенах Очакова паша, во стане Карл…».
Эту беду спустя 200 лет назовут майданом, а Пушкин писал:
Украйна смутно зашумела:
«Он перешёл, он изменил,
К ногам он Карлу положил
Бунчук покорный».
Пламя пышет,
Встаёт кровавая заря…
Но Пушкина надо читать до конца.
Вот к чему пришёл в итоге Мазепа:
Поторопились мы некстати:
Расчёт и дерзкий, и плохой,
И в нём не будет благодати.
Пропала, видно, цель моя.
Что делать? Дал я промах важный:
Ошибся в этом Карле я.
Очень дорого большинству людей стоят такие ошибки первых лиц. Ни красоты и благородства братских русского и белорусского народов, с которыми Украину связывает общая история, ни собственной красоты и достоинства прозападно настроенные украинские националисты в своём фанатизме уже не видят. Не ценят вековой дружбы, общих трудов, совместно пролитой крови, светлых надежд. Корни насильственно обрываются. Но благодати майдан не принесёт. Читайте Пушкина!
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 03 июня 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.