С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!
Начало нового учебного года в школах в этом году почти полностью совпадает с 205-летием со дня рождения забытого российского педагога Януария Михайловича Неверова (родился 30 августа 1810 года). Что касается Ставрополья, его имя должно быть известно не только педагогам, но и всем гражданам, чьи дети учатся в школе, как и самим детям, хотя бы старшеклассникам. Ибо Я. М. Неверов – педагогическая звезда первой величины для Ставрополья, примерно такая же, как Г. А. Лопатин в политике.
Расцвет педагогического таланта Я. М. Неверова пришёлся как раз на ставропольский период его жизнедеятельности. Именно здесь в 1850–1860 гг. он работал в должности директора Ставропольской классической мужской гимназии, полуразрушенное здание которой ныне «украшает» краевой центр. Именно в это время (1861 год) с золотой медалью завершил обучение в Ставропольской мужской гимназии Г. А. Лопатин. Следовательно, никто нас не упрекнёт, если мы назовём Януария Михайловича одним из учителей Германа Степановича Лопатина.
В ставропольский период сложилась окончательно и педагогика Неверова как научный феномен. Это – не отдельные осколки педагогических мыслей и опыта, а именно целостная система, включающая в себя все основные системные элементы – цель, содержание, организацию и методику.
Главной целью педагогики Неверов считал воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма. Гуманизм по Неверову – отрыв человека от материализма (т. е. мещанства) и его движение к чистым идеалам, от которых «он мог бы воспламениться». Так понимал гуманизм человек XIX века. И как тут не устыдиться за современников, пропагандирующих культ наживы?
Говоря о содержании педагогики Неверова, можно сослаться на устав Ставропольской гимназии, в котором говорилось, что следует воспитывать у молодёжи такие качества, как любовь к Отечеству и к науке, любовь к труду, к ближним и товарищам, любовь к правде и милосердие. И что тут устарело? В организации педагогического процесса Неверов уделял главное внимание «учащему сословию», т. е. учителям. Ныне-то и термина такого не существует. Сравнивая положение учителя на Западе и в России, Неверов писал: «Сколько мелочных неудовольствий должен вынести русский учитель!». И всё это делается, по его словам, «без малейшего зазрения совести, потому что он – учитель, с ним нет необходимости быть деликатным». Не так ли относятся к учителю в России сегодня?
Главный метод воспитания по Неверову – «возбуждение» в юных душах высших мыслей и чувств. А главным предметом воспитания, утверждал Неверов, должны быть девушки. Он писал: «Преобразование воспитания должно преимущественно начинать с девиц как будущих жён и матерей». Воспитанная женщина, полагал он, сумеет хорошо воспитать и детей, и мужа, и вообще всё общество и всё человечество.
Так что современному цинику есть над чем посмеяться, читая педагогические труды Я. М. Неверова, но лучше бы у него всем поучиться – и педагогам, и родителям, и детям. По-моему, педагогическое наследие Неверова – серьёзный укор мещанской сути современной России, ведь мы деградируем…
Николай БОНДАРЕНКО.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 34 (1088) от 3 сентября 2015 г.