Как известно, 2015 год объявлен Годом литературы. Появилась надежда на то, что литературную классику вернут в школьную программу.
Однако же, поднялась рука у какого-то деятеля из Министерства образования убрать из школьной программы, например, бессмертные произведения М. А. Шолохова «Подня- тая целина» и «Тихий Дон».
А чем перед властью провинились герои-краснодонцы из «Молодой гвардии» Александра Фадеева? Их тоже нет в школьных учебниках. А в Краснодоне в XXI веке снова и фашизм, и бандеровщина. Удивительно: краснодонцы сражаются против бандеровского фашизма XXI века. Могильные плиты стонут. Позвольте спросить у чиновников от образования: почему наши дети и внуки не должны знать горькую правду войны, когда на борьбу против немецких оккупантов встали сверстники нынешних юношей и девушек – герои-комсомольцы? На Украине вот переписали учебники истории и воспитали поколение, которое срывает у фронтовиков награды и георгиевские ленточки, избивает ветеранов, крушит памятники воинам-свободителям.
А в России без всяких указов и приказов запретили во многих школах комсомольские и пионерские организации. На каком основании? Чем это обернётся в будущем – майданом?
Школьники сегодня хорошо знают, кто такой Джеки Чан, не говоря уже о Шварценеггере, но не знают имён пионеров-героев Марата Казея, Лизы Чайкиной, не ведают о Зое Космодемьянской и т. д. Так и хочется закричать словами Юлиуса Фучика (но кто его знает — компьютер и тот подчёркивает эти слова): «Люди! Будьте бдительны!».
Как издевательство над памятью молодогвардейцев и их подвигом нынешняя власть назвала молодёжное движение в России XXI века «Молодой гвардией». Это звание краснодонцы получили ценой собственной жизни, крови и нечеловеческих пыток. «Молодая гвардия» – это святое! А ныне присосавшиеся к нему молодые люди чем прославились? Ах да, иногда по весне убирают мусор (к слову сказать, во многом ими же выброшенный зимой), особенно вокруг школ и молодёжных клубов. А сколько фотографий и шуму в СМИ по этому поводу: молодые борются за чистоту! Неужели другого названия не нашли, кроме «Молодой гвардии»? Присвоили себе чужой героизм и славу тех, кто жизнь отдал и не предал!
Однако вернёмся к литературе. Она не только рисует картину жизни, но и учит, предостерегает, воспитывает. Как-то я прочла интервью с актёром Дмитрием Щербиной. Читатели его должны помнить по фильмам «Уйти, чтобы вернуться», «Есенин», «Ермоловы» и др. Сейчас он играет в спектакле «Горе от ума» по пьесе А. С. Грибоедова. Он отметил, что голос тёзки Пушкина звучит и 200 лет спустя по-прежнему актуально. И отметил такую деталь. На вечернем спектакле сидит в основном взрослый зритель, и зал взрывается от смеха, потому что люди видят абсолютно узнаваемые ситуации. Молодёжь же по утрам смотрит на происходящее на сцене вполне равнодушно и реагирует на всё замедленно, сказываются, видимо, плоды урезанной литературной программы в школе. Актёр приходит к грустному выводу: «Чем больше скорость Интернета, тем меньше скорость мышления молодёжи».
Хочу остановиться на творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, ещё менее известном для молодёжи. Российское дворянство, помещичья среда нашли в произведениях Щедрина суровое и критическое описание. Картины хозяйственного упадка и идейно- нравственного опустошения особенно ярко даны в «Господах Головлёвых». Впечатляюще образ Иудушки раскрыт как образ социального отъединения от общества, духовной пустоты. Высоко ценил Щедрин значение интеллигенции как образованной прослойки общества. Он писал: «Не будь интеллигенции, мы бы не имели ни понятия чести, ни веры в убеждениях, ни даже представления о человеческом образе». Но этот пафос в оценке интеллигенции сочетался у Щедрина с пониманием её политического бессилия противостоять реакции, вести самостоятельную борьбу помимо литературы. Щедринские фразеологизмы актуальны и сегодня. Судите сами: «Чего изволите?»; «Пенкосниматели»; «Торжествующая свинья», «Мягкотелый интеллигент», «Камни невежества», «Гангрена лицемерия», «Пустопорожняя речь», «Не могу знать, начальство приказывает…» и т. д. Думаю, в этих высказываниях многие сегодня узнают и себя. Щедрин писал особым языком – эзоповским. Вот как он называл различные учреждения самодержавия: «Департамент препон и неудовлетворений» — министерство внутренних дел; «Департамент изыскания источников и наполнения бездн» — министерство финансов; «Департамент недоумений и недоговорок» — министерство юстиции; «Департамент расхищений и раздач» — министерство государственного имущества; «Департамент государственных умопомрачений» — министерство просвещения; «Департамент любознательных производств» — высший орган политической полиции. Далеко ли ушли от салтыковских определений современные соответствующие учреждения?
Щедрина надо читать, он высоко возносит духовность и нравственность человека. Почему ему и не нашлось места в школьной программе.
То же можно сказать и о великом баснописце И. А. Крылове. В басне «Осёл» есть такие слова:
В природе и в чинах высокость хороша,
Но что в ней прибыли, когда низка душа?
Ах, сколько же «низких душой» ослов развелось сегодня! В басне «Лисица и сурок» Крылов, обличая взяточничество, с которым нынешние российские власти никак не могут справиться, устанавливает диагноз этому явлению: Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху. И не могу удержаться, чтобы не процитировать вывод автора, уж больно он актуален в наши дни:
Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой.
А смотришь, помаленьку –
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь,
Что у него пушок на рыльце есть.
Но, видимо, наш президент не читал Крылова и, обосновывая очередное неоправданное повышение жалования судьям и другим чиновникам, пояснил, что надо им дать высокую зарплату, чтобы они не брали взяток.
В нынешней России власть неустанно твердит о построении гражданского общества. Похвально, надо бы только добавить, что его первыми и наиболее уважаемыми гражданами должны стать наши великие писатели. Верните их в школьную программу!
Л. И. БАЛАКЛЕЕЦ,
депутат Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия,
секретарь КРО КПРФ.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 33 (1087) от 27 августа 2015 г.