Мой отец, житель Новоалександровска Михаил Григорьевич Владимиров, в 1940 году окончил Краснодарское авиаучилище лётчиков. В годы Великой Отечественной войны будучи штурманом авиации дальнего действия был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, награждён медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени. После войны — орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны и медалями.
В моей семье хранится самая дорогая память об отце — очерк-исследование журналиста А. Ткачёва «Охота на «Тирпица». Он был опубликован в 1984 году в журнале «Наш современник». В нём автор открывает малоизвестную страницу Великой Отечественной войны: противостояние союзных морских транспортных конвоев мощнейшим силам фашистской Германии.
Легендарный линкор «Адмирал Тирпиц» был грозой морских союзнических конвоев, следовавших в Мурманск, одним из самых мощных надводных кораблей нацистской Германии водоизмещением 52 600 тонн, оснащённым 381-мм орудиями, с командой 1600 человек.
Мой отец за годы войны совершил 267 боевых вылетов. Благодаря очерку А. Ткачёва я узнал подробности одного из них. Меня переполняет гордость за ту роль, которую отец сыграл в уничтожении «Тирпица».
Судьба распорядилась так, что я тоже связал жизнь с небом, стал военным лётчиком. Вся моя лётная карьера прошла в Ейском высшем военном авиационном училище лётчиков. Именно здесь мне в руки попала небольшая брошюра под названием «Вахтенный журнал».
Как оказалось, журналист А. Ткачёв продолжил исторические исследования, связанные с героическими действиями моряковсевероморцев в годы войны. Через два года после выхода в свет очерка А. Ткачёв отыскал тетради фронтового дневника командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко. И опять, как и в журнале «Наш современник» №7 за 1984 год, было упомянуто имя моего отца.
В то время он был штурманом 198-го полка авиации дальнего действия 36-й авиадивизии 8-го авиакорпуса Ставки Верховного Главнокомандования, её резерва. Его авиаполк в составе оперативной группы «Север-3» направили на Северный флот.
В сентябре 1943 года англичане, воспользовавшись нашими разведданными, провели операцию «Брон» и, используя сверхмалые подводные лодки, повредили линкор. Это было на севере Норвегии. В декабре немцы цементом заделали пробоины, но в январе 1944 года в результате испытаний и стрельб эти пломбы дали течь.
Пока не закончилась полярная ночь, гитлеровцы решили перебазировать линкор на судостроительные верфи в Германию. Для этого уже стояли в готовности в Альтен-фьорде два мощных буксира, что подтверждалось авиаразведкой и агентурными данными.
Наши торопились. Англичане настаивали на бомбардировке «Тирпица», как следует из записей в дневнике А.Г. Головко. Все понимали, что только в условиях полярной ночи, которая заканчивалась, в сложных условиях Севера немцы имеют больше шансов вывести линкор в Германию. А для англичан как раз эти суровые факторы Заполярья были препятствием в их боевой работе.
В ночь на 11 февраля 1944 года командующим Северным флотом адмиралом Головко было принято решение нанести авиаудар по линкору. Я горжусь тем, что мой отец был штурманом головного самолёта ИЛ-4. Ведь только самому опытному командование могло доверить освещение цели, чтобы потом всей группой самолётов удачно выполнить боевую задачу. «Штурман в воздухе — главный в экипаже», — говорил мой отец. Получается, что за успешное выполнение задания он нёс особую ответственность.
Каков же результат авиаудара? Тон записи в дневнике Головко был сух: «ДБ-3 ф (ИЛ-4) всего только два — сегодня ночью бомбили «Тирпиц». Прямых попаданий не наблюдали».
Через несколько дней поступило поздравительное письмо из британской миссии, в котором удар был назван успешным. А англичане всегда старались замалчивать наши успехи. Буквально через день-два разведка Северного флота сообщила о том, что «прямого попадания в линкор не было, хотя бомбы легли очень близко к нему».
Как только позволила погода, в Альтен-фьорд на «Спитфайре» прибыл лётчик-разведчик капитан Л.И. Елькин. Он доставил фото всех корабельных стоянок Альтен-фьорда. Их дешифровка дала интереснейшую картину. «Тирпиц» на месте, рядом стоят два ранее не наблюдавшихся корабля ПВО. А вот буксиров нет! Буксиры исчезли! В дополнение к этому по каналам разведки поступило донесение о том, что на побережье устанавливаются туманомёты и зенитная батарея крупного калибра. Это могло означать одно: планы противника рухнули. От буксировки «Тирпица» на Балтику он был вынужден отказаться, что могло объясниться только налётом 11 февраля и его результатами.
Но какой мог быть результат, если прямых попаданий бомб достичь не удалось? Полагаю, он был существенным. Не стоит упускать из виду, что бомбы легли рядом с линкором и разорвались в воде. А гидродинамический удар по погружённой части корабля — такая же и даже более страшная на малой дистанции вещь, чем прямое попадание бомбы или снаряда в верхнюю палубу или надстройку корабля. Подводный взрыв бомбы передаёт несжимаемой и упругой воде колоссальную энергию.
Известно множество случаев, когда корабли и суда повреждались и даже тонули, не получив ни одного прямого попадания. Поразительный случай произошёл со сверхмалой подводной лодкой Х-8, входившей в число шести английских «миджетов», выделенных для операции «Брон». При буксировке отцепляемые заряды были повреждены. Команда сбросила их в воду — взорваться они должны были через два часа. Однако из-за неисправности часового механизма взрыв произошёл до того, как Х-8 вышла из трёхмильной зоны. Подводный взрыв двух тонн взрывчатки оказался настолько сильным, что совершенно вывел из строя Х-8, находившуюся примерно в пяти километрах от места затопления своих зарядов.
Разумеется, сравнивать по прочности корпус сверхмалой подводной лодки и тяжёлого линкора не приходится, но это при идеальной ситуации. А если конкретно, то нельзя упускать из виду, что корпус линкора был пробит и едва заделан цементными пломбами. Эти пломбы оказались не способными выдержать даже те сотрясения, которым корпус «Тирпица» подвергался при ведении огня из своей собственной артиллерии.
«После проведения учебных стрельб в заделанных пробоинах линкора образовалась течь», — пишет А. Ткачёв. А ведь авиабомбы, которые сбросил отец на втором заходе после удачного освещения, сделанного им же в первом, были крупного калибра. И взорвались они под самыми бортами линкора. Второй экипаж отстал и отбомбился, когда САБы уже погасли.
«Думается, именно новые течи в корпусе линкора и заставили германское командование отказаться от перевода «Тирпица» на Балтику. Немцы тогда не подозревали, что теперь линкор оказался в стратегической ловушке. Грозный ход военных событий не позволил линкору выбраться из неё». Этим заканчивается документальное повествование А. Ткачёва в «Вахтенном журнале».
Отец нанёс по фашистскому судну такой удар, что по праву может называться героем наравне с известным подводником Н.А. Луниным, командиром подводной лодки К-21, торпедировавшей линкор «Адмирал Тирпиц», когда тот в июле 1942 года выходил на перехват морского конвоя «PQ-17».
В.М. ВЛАДИМИРОВ,
сын Героя Советского Союза М.Г. Владимирова.
Ейск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 декабря 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.