Нравственный подвиг дворян-революционеров, образы «первенцев свободы» уже почти два века вызывают интерес. О них написано более 15 тысяч научных трудов и создано множество художественных произведений. Память о патриотах, подавших не меркнущий в веках пример мужества и самопожертвования во имя великой идеи, по-прежнему дорога нашим сердцам.
История освободительного движения в России начинается с декабристов. Образованнейшие люди своего времени, они первыми в истории империи решились на вооружённое восстание против самодержавия, первыми создали революционные организации со своей программой действий, открыто выступили за свержение тирании, уничтожение крепостного права, отмену которого в России ускорили своим подвигом, за ограничение монархии конституцией.
И если воевавшие в Европе победители Наполеона рядовые солдаты русской армии видели только то, «как хорошо в чужих землях», то офицеры путь к переменам в России видели в конституционных преобразованиях жизни общества и готовы были за них бороться. Их конституционные идеи охватывали все стороны жизни общества — от государственного устройства до гражданских прав и свобод, в основу которых они положили равенство.
«Конституция» Никиты Муравьёва провозглашала полноправие народа и верховенство закона: «Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя».
По мнению декабриста Муравьёва, будущая Россия должна была представлять собой федеративное государство, состоящее из крупных административных единиц со своими столицами, законодательными, исполнительными и судебными органами власти, правом самостоятельно решать внутренние дела.
Статьи 2,3,5,10 ныне действующей Конституции РФ стали воплощением конституционных идей декабриста.
Предусмотренный «Конституцией» Никиты Муравьёва высший орган государственной власти Вече должен был состоять из Палаты представителей, выражающей волю всей нации, и Верховной Думы, выражающей волю населения отдельных административных единиц. Воплощением этой идеи стало нынешнее Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.
Высшая исполнительная власть в новой России, по замыслу Муравьёва, должна была принадлежать императору. Но в «обществе людей свободных» он должен быть лишь «верховным чиновником Российского правительства», а чиновники — все начиная с царя — должны быть слугами народа.
Муравьёв провозгласил свободу слова и печати: «Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам», а также свободу вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, обеспечение безопасности жизни и собственности. В последнем варианте своей «Конституции» он предусматривал предоставление освобождённым крестьянам не только приусадебных участков, но и полевых наделов в размере двух десятин на крестьянский двор, а также право приобретать землю в потомственное владение.
Одно из главных положений «Конституции» Муравьёва стало подтверждением идей провозвестника революции в России Александра Радищева и предусматривало: «Крепостное состояние и рабство» должны быть отменены; «раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».
В конституционных проектах Павла Пестеля, изложенных в политической программе Южного общества «Русская правда», крепостное право тоже исключалось, так как «обладать другими людьми», как своей собственностью, «есть дело постыдное, противное законам естественным. Рабство в России должно быть решительно уничтожено».
Правительство, согласно «Русской правде», должно всемерно поддерживать предпринимательство, чего в должной мере мы не можем добиться и сейчас, а налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц». Совершенствование системы налогообложения и сегодня является одной из программных задач КПРФ и других левых сил.
В «Русской правде» Павел Пестель пытался разрешить и национальный вопрос. Подчёркивая, что люди равны от природы независимо от национальной и расовой принадлежности, он полагал, что право на независимость могут получать только сильные нации, способные противостоять захватчикам. А малым народам лучше и полезнее будет, «если они соединятся духом и обществом с большим государством».
Этот конституционный принцип декабриста Пестеля стал предвосхищением создания Советского Союза. Нам остаётся ещё раз горько сожалеть о распаде СССР, глядя на то, как полыхают пожары в бывших наших союзных республиках, не имеющих возможности себя защитить.
Современные фальсификаторы истории декабристов утверждают, что поводом для восстания на Сенатской площади было всего лишь желание группы офицеров-авантюристов видеть на российском престоле своего соратника по Отечественной войне 1812 года, второго сына Павла I Константина — авторитетного в войсках суворовского офицера, командира Гвардейского корпуса, шефа лейб-гвардии Конного полка.
Однако Константин Романов отрёкся от престола даже после того, как ему присягнули почти все члены правительства и армия. «Ни за что не буду царствовать, боюсь революций», — приводит его высказывание Дмитрий Мережковский в последней части трилогии «Царство зверя», которую он назвал «14 декабря». Это правдоподобно, так как Константин хорошо знал настроения в войсках и в народе.
Накануне восстания декабристов генерал Бенкендорф, будущий шеф жандармов, говорил: «Число недовольных слишком велико, революция в умах уже существует». А декабрист Батеньков во время первого допроса заявил царю: «Покушение 14 декабря — не мятеж, но опыт политической революции».
Восстание декабристов было первым опытом вооружённой революционной борьбы. Причинами его поражения стали отсутствие единоначалия и невозможность в короткий срок безвластия объединить силы восставших и готовых поддержать их граждан России, разногласия в вопросах послереволюционного устройства страны, в вопросах о судьбе императора и царской семьи.
Пестель решительно выступал за цареубийство, считал ошибкой английской и французской революций сохранение жизни Стюартам и Бурбонам, что привело к реставрации монархий в Англии и Франции. Каховский также считал: «… процветание России невозможно при сохранении монархии». Якушкин предлагал себя в цареубийцы. Другие, напротив, считали убийство царской семьи делом недостойным, а самая умеренная часть членов организации выступала за безболезненную и мирную революцию путём подготовки общественного мнения, на что ими отводилось 20 лет.
Однако поражением восстания на Сенатской площади на севере и восстания Черниговского полка на юге декабризм не закончился. Он ознаменовал собой весь ХIХ век и продолжает сиять сегодня как незакатное явление нашей отечественной истории. Идеи свободы, равенства граждан и процветания России декабристы настойчиво защищали и распространяли в российском обществе, пока их не поддержали другие революционеры. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт послужили другим борцам с самодержавием.
Сегодня нельзя полностью согласиться с оценкой: «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Факты говорят о другом. Организованный ещё в январе 1818 года Союз благоденствия ставил задачей распространение своих идей в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества, создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций. Члены Союза считали просвещение народа главным условием будущих реформ, открывали новые школы, в которых обучали солдат и крестьянских детей.
В день восстания на Сенатской площади рабочие и разночинцы, разгонявшиеся правительственными войсками, как свидетельствовал декабрист Резен, «просили меня держаться ещё часок и уверяли, что всё пойдёт ладно», бросали в войска камни, поленья, чтобы поддержать восставших. Как стало известно позднее, число убитых составило около 1300, из них 903 — «чернь», простой народ. Поддержали восстание и моряки флагманского корабля в Кронштадте.
Перед восстанием Черниговского полка декабрист Сергей Муравьёв-Апостол обратился к офицерам и солдатам с предложением: кто чувствует себя не способным к такому предприятию, может оставить ряды. «Никто не оставил рядов, и каждый ожидал с нетерпением минуты лететь за славою или за смертью», — писал декабрист Горбачевский.
Когда восстание черниговцев было подавлено, арестовали пять офицеров и 869 рядовых солдат. При этом к восставшим солдатам применили бесчеловечную меру наказания: прогнали сквозь тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, что по существу было медленной мучительной смертной казнью.
В отличие от подданных никакая жестокость императора не смущала. Самодержавие проявило себя во всей своей изуверской сути. День надежды был оплачен для одних ценой жизни, для других — десятилетиями страданий на каторжных работах. Жестоко расправившись с декабристами, самодержавие ускорило расправу над собой в 1917 году.
Большинство восставших во время следствия были откровенны с императором и следователями, чтобы обратить внимание властей на необходимость решения проблем, побудивших декабристов к действиям. Находясь на сибирской каторге, они исполняли завещание казнённого Сергея Муравьёва-Апостола запечатлеть историю восстания: в своих мемуарах представили декабристскую трактовку этого великого исторического события.
Огромная просветительская работа, открытие школ, написание учебных пособий, простота и доступность в общении приобрели необыкновенную любовь народа и имели громадное влияние на сибиряков. В женщинах-декабристках современники видели «классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии. Образцы, которыми вправе гордиться страна, вырастившая их».
Возвращение в центр России после амнистии 1856 года горстки измученных невзгодами, но полных духовных сил и нравственного обаяния людей, стало событием крупного политического значения. В истории России существует мнение о том, что «декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека. И, может быть, именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след».
Достигнем ли мы, нынешние россияне, таких нравственных высот? Печально, что находящиеся сегодня у власти демократы и либералы страшно далеки от идей декабризма.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 10 декабря 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.