В Год литературы было бы неправильно не вспомнить имя писателя, поэта и общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Мережковского. 14 августа исполнилось 150 лет со дня его рождения. Личность Мережковского уникальна и колоритна. Так, К. И. Чуковский считал его одним из самых образованных людей России первой четверти XX века, «мифическим существом, загадочным, непостижимым…».
Да и сам Д. С. Мережковский в одном из писем Н. А. Бердяеву жаловался: «В России меня не любили и бранили; за границей меня любили и хвалили; но и здесь, и там одинаково не понимали меня». Понимаем ли мы Мережковского сегодня? Пожалуй, нет. Его произведения издаются редко, по крайней мере, в сравнении с книгами религиозного философа В. В. Розанова. Его имя почти забыто, его редко цитируют.
Если в советское время такое отношение к Мережковскому как религиозному писателю было можно понять, то нынешнее его забвение нуждается, как минимум, в объяснении. Удивляться тут нечему. В своей работе «Грядущий хам» (хамство = бездуховность, потребительство) писатель выделял три вида хамства: первое – церковь, глушившая творческую мысль и объявлявшая плоть греховной, второе – самодержавие, подавлявшее уникальность личности, третье – грядущее хамство, связанное с усилением мещанских тенденций в развитии общества.
Ясно, что по этим причинам и церковь, и государство не могут питать к Мережковскому особых симпатий, как и буржуазия. Долгое время грядущее хамство связывалось в общественном сознании с победой рабоче-крестьянской революции в России.
Считалось, что вот он – грянувший хам, о котором писал Мережковский! Но хамы сверхдержав не создают.
Грядущим хамством является мещанство, расцветающее чертополохом в условиях всевластия буржуазии. Девиз мещанства: иметь — значит быть! Который и реализуется в буржуазном мире, включая Россию.
Кем же был Мережковский? Писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж весьма талантливой, но эксцентричной поэтессы Зинаиды Гиппиус, с которой он состоял в церковном браке и в творческом союзе 52 года совместной жизни.
Главные темы его творчества – христианство, самодержавие, революция, Россия. Главные его идеи – выработка у интеллигенции религиозного сознания, преодоление отрыва интеллигенции от народа, отрыва церкви от народа, единение язычества и христианства, соединение духа с плотью путём признания плоти тоже духовной.
Мережковский – художник-эссеист, яркий представитель русского модернизма и символизма, основатель нового жанра в литературе – историософского романа, пионер религиозно-философского подхода к анализу литературы, гениальный критик и психолог, «второй после Ф. Ницше» (Г. Гейм), блестящий мастер цитаты: «иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегда находя под рукой необходимое место» (А. Мень).
Такие его произведения, как «Вечные спутники», «Л. Толстой и Достоевский», трилогия «Христос и Антихрист» и упомянутый «Грядущий хам», являются ярчайшими литературными событиями, оказавшими огромное влияние на развитие литературы в XX веке.
Начиная с 1914 года Мережковский был десять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её.
Конечно, Д. С. Мережковский вряд ли когда-нибудь будет включён в школьную программу. Всё же он не В. Г. Короленко, не А. П. Чехов, не А. М. Горький и не А. И. Бунин, избранные почётными академиками Российской Академии наук. Мережковскому в этом, несмотря на ходатайство А. П. Чехова, было отказано.
И всё же русскому человеку нельзя считать себя считать вполне образованным, не прочтя ни одной книги этого великого и неоднозначного писателя и человека сложной драматичной судьбы.
Чем интересен Мережковский коммунистам? Тем, что был революционером духа, полагавшим: именно культура должна стать главной сферой жизни общества. Вне этого условия прогресс невозможен.
В. В. ЖИТКОВА.
Ставрополь.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 32 (1086) от 20 августа 2015 г.