Дню жлезнодорожника посвящается
Не раз слышал и читал в СМИ, что количество электропоездов сокращается по 20-30 на область. А в нашей буче — краевой, кипучей — аж на 50 с гаком! Как же так, ломал я голову. Ведь на электричках ездят миллионы человек, работающих на фабриках и заводах, ибо многим селянам негде трудиться. Промышленные и перерабатывающие предприятия не функционируют. Большинство колхозов развалены и приказали долго жить. Где работать и как кормиться основному населению?
Всеместно электричеки нерентабельны и местная администрация не хочет или не может покрывать убытки. Но каждый ли губернатор в со- стоянии на это раскошелиться, когда федеральные власти выметают до копеечки денежные сусеки бедных провинций? Между тем рост стоимости билетов на поезда дальнего следования уже сравнялся со стоимостью авиаперелётов.
Вспомнился наш земляк — Николай Конарев, прошедший все ступени профессионального роста от стрелочника до министра путей сообщения СССР. Это при нём при 12% протяжённости путей от мировой железнодорожной сети грузооборот вагонов составлял 52% от объёма перевозок по железным дорогам всего мира.
Не случайно министр транспорта США, когда Конарев возил его на Куйбышевскую железную дорогу, и там при нём за четыре часа сделали капитальный ремонт на шести километрах пути, признался: «Это симфония труда! Я буду об этом говорить в конгрессе…».
Николай Семёнович родился в Донецке. Его отец служил ординарцем у героя Гражданской войны Д. П. Жлобы, который командовал полком, бригадой, «Стальной дивизией» в боях на Северном Кавказе, Первым конным корпусом, участвовал в боях против Врангеля и Деникина, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Всю тяжесть и славу того времени делил по праву с героем Жлобой и его ординарец.
После войны Жлоба возглавил строительство по углублению Манычского канала и созданию плотины. И семья Конаревых оказалась на Маныче. Спустя два года они перебрались на Кубань, создавали «Кубрисострой». А в 1938 году прибыли на строительство Невинномысского канала. Жили в посёлке Головном, строившемся у самой плотины. Отец трудился прорабом, а Коля учился в школе им. Кирова.
Станцию Невинномысскую фашисты бомбили в начале августа 1942 года. Фашистские бомбы разорвали передние вагоны эшелона, вздыбили берег реки. В разных местах состава заметались фигурки выпрыгивающих из вагонов людей, почти сразу падавших от разрывов бомб и попадания пуль. Многие из раненых не могли двигаться, спелёнутые бинтами, ставшими буро-грязного цвета от запекшейся крови. Других поглощали волны Кубани. Крики, стоны, плач — всё перемешалось в дымном воздухе. А горькие слёзы застилали глаза.
Но Коля Конарев с друзьями сбивали пламя, выносили из огня раненых, высвобождали путь от покорёженного металла, расщеплённых шпал и скрученных рельсов. Он тогда поклялся: «Я всю жизнь отдам на помощь людям и процветание железной дороги!..».
С годами эта клятва претворилась в жизнь. А пока была фашистская оккупация. Подростки не хотели оставаться в стороне, всячески приближали освобождение любимого города. Группа Конарева собирала винтовки, гранаты, каски, перерезала провода, идущие к плотине, готовящейся немцами к взрыву. И однажды чуть не поплатились жизнью, когда их поймали румынские солдаты. Спасла соседка Мария Осадчая. Стреляли в оккупантов из винтовок. Николай Конарев сам убил фашиста.
В январе 43-го вышли на помощь наступающей Красной Армии. Коля просился в армию, но не прошёл по зрению. Тогда поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта. Диплом инженера по эксплуатации железных дорог получил в 1949 году. И начался трудовой путь.
Его опыт обсуждали в ЦК комсомола, приглашали на высокие должности. По долгу службы он встречался с И. В. Сталиным, Л. И. Брежневым, Ю. В. Андроповым, другими руководителями государства, которым говорил о недостатках на транспорте, и просил помощи. Прошёл путь от заместителя начальника отделения и начальника дороги. Возглавлял службу движения. В 35 лет был назначен первым заместителем начальника Южной дороги, а затем и начальником. Сам министр МПС Б. П. Бещев предложил ему пост своего зама. В январе 1976 года его назначили заместителем министра путей сообщения, а через год — первым заместителем министра с одновременным руководством важнейшим в системе железнодорожного транспорта Главным управлением движения поездов.
Осенью 1983 года в Центральном Доме литераторов проводилась встреча с Конаревым. На Николае Семёновиче был форменный китель с регалиями. В нём было что-то притягивающее, вызывало неподдельные интерес и уважение. Манера общения свободная. Он увлечённо говорил о будущем железнодорожного транспорта, БАМе, строительстве высокоскоростных магистралей, локомотивах повышенной мощности, удлинении станций и бесстыковых рельсов, снижении тарифов на перевозки и многом другом. Конарев многое успел претворить в жизнь…
Железная дорога спасала нас во время войны, помогала строить фабрики и заводы, осваивать Целину, Сибирь и Дальний Восток. Она кормила и защищала народ, а сама осталась не защищённой нами. И её предали прорабы перестройки, как и одного из лучших министров МПС всех времён Н. С. Конарева.
За большие успехи Николаю Семёновичу хотели присвоить звание Героя Соцтруда. Орденов с медалями целый иконостас. Заслужил. А он в 1991 году ушёл с поста министра МПС несмотря на то, что его кандидатура была утверждена Верховным Советом и одобрена Генсеком. Об этом написал журналист А. Глазунов в очерке «Отставка как протест»: «Взгляд Горбачёва потемнел, он замахал руками, словно помогал ими выдавить из себя необходимые слова:
— Ты просто испугался ответственности, ещё недостаёт нового мышления, понимания исторического момента…
— Извините, Михаил Сергеевич, всё как раз наоборот. Именно понимание того, что вы делаете со страной, и не даёт мне право участвовать в этом разрушительном процессе…».
После этого разговора Николай Семёнович написал: «Сегодня, 2 мая 1991 года, окончательно вручил отставку- протест нынешним горе-руководителям великого некогда государства. Уверен, что поступил правильно».
Конарев был против приватизации железных дорог и их предприятий, чтобы они не разбежались по разным норам, стремились не к личной выгоде, а к государственной. Написал несколько писем с полной выкладкой и расчётами пришедшим после Горбачёва президентам. В его защиту выступили и мы, его невинномысские земляки. Но к нам не прислушались.
…Вот теперь и сокращаются электрички. И поезда ходят через пень-колоду. И часты аварии. Какая же память осталась об этом министре и человеке? Назван ли он Почётным гражданином родного города или краевого центра? Открыт ли барельеф на Аллее почётных граждан или на доме, где он жил? Названа ли в честь него улица? Я такого не слышал…
Уверен, при министре Конареве не упали бы так низко железные дороги. Нынешние руководители-популисты находят триллионы рублей на скоростные дороги до Питера и Казани, на строительство объектов Олимпиады и чемпионата мира по футболу. А на содержание электричек для миллионов тружеников промышленности и сельского хозяйства у них опустел карман.
Ну что тут скажешь?
В. И. КОЖЕВНИКОВ.
Невинномысск.
От редакции. Глава ОАО «РЖД» Вла- димир Якунин в начале года сообщил корреспонденту Forbes, что размер его «жалованья» варьируется в пределах от 4 до 5,5 млн рублей в месяц. Тогда же он заявил, что по итогам 2014 года зарплаты работников компании выросли на 5,5%, средняя составила 41126 рублей.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 30 (1084) от 6 августа 2015 г.