При слове «коммунист» у меня с детства возникает ассоциация с героем одноимённого кинофильма с Евгением Урбанским в главной роли. И не только у меня, а, пожалуй, у всего послевоенного поколения.
Коммунист — воплощение всех лучших человеческих качеств. Это тот идеал, к которому должен стремиться гражданин. Так нас воспитывала Советская власть, так мы себе представляли и представляем настоящего коммуниста. Не всякий человек достоин этого звания. А если уж ему выпало носить его, то очень важно не позорить. Соответствовать званию коммуниста — героизм.
Кто же такой коммунист? Можно сослаться на множество прекрасных высказываний. Я же дам своё определение, не бесспорное, но точное, на мой взгляд. Это воплощение и преумножение лучших качеств русского человека.
Определение многим покажется преувеличением, а на деле является попаданием точно в цель. Как сказал один американец, дело не в том, что они — коммунисты, а в том, что они — русские. Это очень правильно. Речь идёт о русских именно по качествам, а не по паспорту. Ведь есть и не русские, которые кратно лучше многих русских по крови.
Русский человек — человек-идеалист, а разве коммунист не стремится к идеалу? Русского томит проза бытия, ему непременно нужны какое-то важное дело, цель, возможно, даже выходящая за пределы его жизни. Коммунизм и есть идея, которая очень соответствует русской душе, находится в гармонии с нею. И почему коммунизм, придуманный немцами, был в главном реализован именно в России? Разве это не есть лучшее доказательство коммунистичности русских людей?
Русский человек — человек-коллективист. А разве коллективизм не является одной из базовых идей коммунистической идеологии? Коммунист — всегда коллективист. Ему претят эгоизм, личные выгода, расчёт, барыш… Для западного человека личная выгода — всё. Для русского биться за неё, а для коммуниста тем более, нечто унизительное и не достойное человека, но достойное лишь зверя.
Русский человек — человек-спасатель, а не завоеватель. Конечно, на ранних стадиях своего развития русские тоже грешили типичными нравами исторических эпох и даже мечтали о покорении Византии. Только куда со временем всё делось? Весь западный мир должен целовать ноги России и царской, и советской, и, надеемся, нынешней именно за жертвенное поведение. Запад чудовищно неблагодарен, но мы ему прощаем эту неблагодарность, потому что для него это слишком сложное понятие. А разве коммунисты не ставят своей целью спасение людей от ужасов угнетения? Только коммунисты заявляют, что чудовищным, с нравственной точки зрения, является то общество, где процветают лишь ничтожные проценты людей, а огромные массы народа беднеют. Это вампиризм, которому не должно быть места в XXI веке.
И как же общество платит коммунистам за эту жертвенность? Оно обзывает их «коммуняками», причём всех без разбора.
Но кто такой «коммуняка»? Господа совершенно не понимают смысла этого ругательства.
«Коммуняка» — человек, который состоит в КПРФ, но по большей части является слепком современного буржуазного общества. «Коммуняки», господа, это ваши родственники, пусть и не очень-то родные и даже не совсем родные, но родственники. Вы, пожалуйста, не открещивайтесь от них.
«Коммуняка», в сущности, человек с мещанской психологией и моралью, который каким-то образом оказался в рядах партии, например, с расчётом на возможность пробиться в депутаты или добиться каких-то привилегий. Это предкоммунист, которого надо убеждать: ты всё-таки коммунист и должен выполнять партийные обязанности.
«Коммуняка» — нечто среднее между «нашим и не нашим», он не всегда плох, однозначен, более того, составляет едва ли не большую часть нашей партии, но не лучшую.
Он не виноват, что не настоящий коммунист, не большевик. Самообразованием не занимался, а образование игнорировал. Кто же думал, что на смену социализму снова временно явится капитализм? В революционной борьбе не участвовал, в тюрьмах не сидел, в ссылке не был, к тому же, ему есть что терять в классовой борьбе — квартиру, машину, дачу, семью и т. д. И потому «коммуняк» не надо уничтожать морально, они всего лишь продукты своего времени, мещанского по сути.
Но и защищать их не стоит. На них ни в чём серьёзном положиться нельзя: сегодня могут хлопнуть дверью и выйти из партии, рассматривая это как предмет геройства.
«Куммуняка» не терпит никакой дисциплины, необходимость подчинения ЦК, большинству его просто деморализует, он это сразу же воспринимает как рабство. А это уже не коммунизм, а анархизм.
Он никогда не разорится, уплачивая партийные взносы, выписывая партийную газету, жертвуя на общие нужды партии или на спасение хозяйства П.Н. Грудинина. Непременно начнёт считать деньги, сопоставлять, плакаться и жаловаться, что партия грабит его. Это типичное поведение мещанина, которое трудно поддаётся лечению словами. «Куммуняка» является принципиальным противником публичности — проведения партийных собраний, конференций, протестных акций и т. д. Он не выйдет на демонстрацию, митинг, не возьмёт красное знамя в руки, потому что душа у него розовая.
Не переносит критики в свой адрес, с радостью хватается и прячется за неё, так как получает повод отвязаться от партии или представить себя жертвой несправедливости. Ненавидит критику и переносит эту ненависть на критикующего вплоть до объявления того в качестве личного врага.
Как редактор газеты я знаю, о чём говорю: нет обидчивее товарищей, кроме тех, которые лишь обидой и могут похвалиться. Действительно работающий коммунист знает себе цену и к обидам относится философски.
Но среди критиков «коммуняка» сам первейший критик. Как никто другой, он активно выступает на собраниях, вносит предложения, нередко и деловые, но программирует других, сам же, как правило, палец о палец не ударит для реализации своих идей.
«Коммуняки» — беда. Именно они во многом и разрушили КПСС. Именно они одна из главных внутренних угроз для бытия КПРФ. Но они и есть главная социальная база, с которой нужно работать. Потому что вступление в ряды партии ещё не делает человека коммунистом.
Честь и хвала тому товарищу, который пройдёт этот путь из «коммуняк» в коммунисты, и дважды слава тому, кто никогда не был «коммунякой».
Н.Ф. БОНДАРЕНКО
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 августа 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.