Идеи — то, что придаёт смысл нашему бытию. Бытие коммунистов определяется ленинскими идеями, которые составляют главное духовное богатство нашей партии. Они образуют её фундамент и объединяющий каркас.
По определению К. Маркса, идеи — узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых можно победить, лишь подчинившись им.
Идея — жизненный интерес в действии. «Идея, — цитирует В.И. Ленин Маркса и Энгельса, — неизменно посрамляла себя, как только отделялась от «интереса». Овладевая массами, идеи определяют их поведение. «Не мы хватаем идею, — как верно заметил Г. Гейне, — идея хватает и гонит нас на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за неё».
Наше отношение к идеям должно определяться следующими главными ленинскими установками.
Во-первых, Ленин предостерегал от переоценки роли идей. Подчёркивал: сами по себе идеи «вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Идея без практической силы, т.е. без класса, партии, лидеров, — пустое мудрствование.
Во-вторых, Ленин предостерегал партию от злоупотребления идеями. Идею убить нельзя, но любую, даже самую возвышенную, можно извратить и «довести до абсурда».
В-третьих, одной лишь идейной связи для партии недостаточно, нужны ещё связи организационные (устав, порядок, дисциплина и т.д.). Ленин писал: шатания неизбежны, если связь лишь идейная.
В-четвёртых, чтобы победить капитализм, нужно победить его идейно. Это является самой трудной задачей коммунистов. Ленин называл идейное сопротивление самым глубоким и прочным. Это стало особенно очевидным, когда буржуазные идеи, отвергнутые навсегда, вдруг восторжествовали в нашем обществе вновь.
В-пятых, каким бы ни было сильным идейное сопротивление буржуазии, будущее не за нею. Ленин считал: «В смысле идей у нас все пушки на нашей стороне, а у них ни одной» (т. 37, с. 230). При этом важно отличать идеи от их практической реализации. Наши идейные противники сплошь и рядом критикуют коммунистов, выдавая ошибки в реализации идей за их суть.
Какие из ленинских идей образуют эти самые «наши пушки», которые особенно актуальны сегодня в борьбе трудящихся за социализм в XXI веке?
Прежде всего нужно сказать об идее конечности капитализма. Именно в ней на рубеже веков и усомнилась значительная часть нашей партии и трудящихся. Вспомним, как в начале 90-х годов нам, коммунистам, смеясь, обыватели говорили: «Ну, и где же ваше «загнивание и умирание капитализма»? Может, он и гниёт, да слишком вкусно пахнет…»
Тогда многим казалось, что капитализм — действительно конец истории, он пришёл навсегда. Но не прошло и тридцати лет, как стало ясно, что капитализм не жилец. Он вновь ввергнут во второй кризис после 2008 года. Где его преимущества, связанные с частной собственностью, рынком, конкуренцией и прочими прелестями?
Изначально идея конечности капитализма — даже не марксистская. Её истоки можно найти в трудах социалистов-утопистов Адама Смита и других мыслителей. Но именно марксизм превратил эту идею в орудие преобразования мира, развил учением об общественно-экономических формациях. На смену буржуазной формации должна прийти социалистическая, если только капитализм не уничтожит человечество в пучине третьей мировой войны. Мы, конечно, оптимисты, но не забываем, что история открыта для самых страшных сценариев и понимаем, что в условиях XXI века даже один человек может существенно повлиять на судьбы человечества.
И потому борьба за уничтожение капитализма и переход к социализму — вопрос не праздный и не только коммунистической партии, а вопрос выживаемости человечества. Одна из первейших задач КПРФ — разъяснение всем трудящимся необходимости борьбы за социализм и поддержки партии в этой борьбе. Только она говорит о конечности капитализма. Никакие иные партии ему ничем не угрожают. Только наша партия рассматривает предательство социализма в нашей стране как преступление верхушки КПСС против всего человечества.
Вторая идейная пушка ленинизма — обоснованное Марксом и Энгельсом учение о прибавочной стоимости.
Современный политический режим всячески маскирует это учение или замалчивает его. Придумано даже умиротворяющее название капиталистам — работодатели, т.е. благодетели. Тем самым маскируется эксплуататорский характер нынешнего строя. Если человек не знает сути прибавочной стоимости, о том, что она — часть неоплаченного труда рабочего, он может поверить в утверждение: его нынешний хозяин — благодетель.
Конечно, хозяин тоже человек. Он может обладать привлекательными нравственными качествами. Но тут дело не в человечности, а в самой природе капитализма, который не может быть гуманным: «Ничего личного, только бизнес».
Эксплуатация особенно наглядно проявляется в заработной плате трудящихся. Не все понимают, а мы не всегда убедительно разъясняем: зарплата — средство грабежа рабочего человека, ему оплачивают лишь часть от заработанного; она является средством личного обогащения хозяина и мотивацией труда рабочих и их разобщения.
Таким образом, знание о прибавочной стоимости — наше мощное оружие в борьбе за сознание трудящихся.
Третья ленинская идейная пушка — классовая борьба.
Классики марксизма не открывали феномен классовой борьбы. Это было сделано задолго до них. Их вклад заключается в доведении идеи классовой борьбы до признания диктатуры пролетариата и в признании самой диктатуры в качестве средства к уничтожению классов вообще.
В современных условиях идею классовой борьбы коммунистам постоянно ставят в упрёк. Дескать, мир давно изменился. «Какая классовая борьба? — говорят они. — Опять борьба?»
Что тут важно разъяснять?
Первое. Классы никуда не делись, они реальны, у буржуазии, увы, гораздо лучше развито классовое чутьё, чем у рабочих. Мы не найдём богачей, перешедших на сторону трудящихся, но найдём миллионы людей труда, которые искренне служат этим самым господам и голосуют за них.
Второе. Все блага, которыми владеют нынешние западные рабочие, являются результатом их борьбы за свои права, а не следствием гуманизма хозяев. Вот почему на вопрос «Что есть сущее?» Маркс отвечал: «Борьба».
Третье. Сегодня нужно учить граждан умению осуществлять классовую самоидентификацию, т.е. учить их правильно оценивать своё классовое положение. Во время выборов мы постоянно сталкиваемся с фактами, когда сам человек является пролетарием в энном поколении, но тем не менее голосует за чуждую ему партию — своего классового противника.
Четвёртое. Более важно уметь ориентироваться в классовой позиции участников политического процесса. Здесь не обойтись без ленинской цитаты: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».
Эти слова, казалось бы, известны всем, но многие ли ими руководствуются на практике? Какой класс стоит за «Единой Россией», ЛДПР? Люди обычно разводят руками: «При чём тут класс? Я за Путина голосую». А за Путиным какой класс стоит?
И, что удивительно, более всех удивляет отсутствие классового подхода у зрелых людей.
К счастью, есть и позитивные моменты. В классовом подходе всё лучше разбирается молодёжь, что выражается в росте числа комсомольских организаций в нашем крае и увеличении числа молодых коммунистов.
Назову четвёртую важную для современности ленинскую идею. В вольной трактовке её можно определить как идею сообщающихся сосудов. «Богатые и жулики, — считал Ленин, — две стороны одной медали, два главных разряда паразитов, вскормленных капитализмом, главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества…».
Как это злободневно для наших дней! Но богатые пошли дальше: за ними стоят уголовники, они и сами всё чаще являются уголовниками. Даже Путин это признал, давая характеристику М. Ходорковскому. Сегодня вообще трудно понять, где начинается или кончается власть государства, а где мафии.
Наконец обратимся к пятой ленинской идее — лидерства. Ленин постоянно подчёркивал: мелкую буржуазию ведут за собой либо пролетариат, либо крупная буржуазия. Коммунисты должны бороться за мелкую буржуазию, которая составляет основную массу населения. Но не только. Мы также должны привлекать на свою сторону часть средней и даже крупной буржуазии, потому что руками одних пролетариев власть не завоевать.
Чтобы быть гегемоном, нужно иметь то, чем руководить. Эти ленинские слова сегодня для КПРФ особенно актуальны. Как известно, социально-классовая структура нынешнего российского общества за последние 30 лет существенно изменилась. На кого опираться коммунистам, если колхозное крестьянство фактически уничтожено как класс, а рабочий люд во многом распылился и деклассировал?
Да, наша социальная база, с одной стороны, существенно сузилась, но с другой, во многом изменилась. Коммунистов часто упрекают в опоре на капиталистов и, разумеется, упрекают в перерождении партии. Но ведь и за капиталистов нужно бороться, как это делали большевики. Не забывать, что и сами коммунистические идеи вырабатывались не бедными людьми, а людьми образованными, учёными и с развитой моралью. Или такие люди среди богатых уже перевелись?
Наконец, нельзя не учитывать, что многочисленная обслуга современной буржуазии — не только её присные. Они, возможно, даже более опасны своим господам, чем ими являемся мы — коммунисты. Я недавно прочёл книгу Виктора Гюго под названием «Бюг-Жаргаль» и был поражён примером, когда одного плантатора убил, казалось бы, вернейший и самый преданный слуга. Так о нём думал сам хозяин, но слуга лишь ждал подходящего момента и, выбрав его, воткнул в сердце спящего господина кинжал. Понимают ли нынешние господа, что господствовать — опасно для жизни, а их слуги — потенциальные сторонники коммунистов?
Названные выше ленинские идеи, разумеется, не исчерпывают всего теоретического богатства вождя. Жизнь свидетельствует: преступно не знать или отступать от ленинских идей. Партия отказалась от идеи диктатуры пролетариата и в итоге утратила власть. Попробуй теперь её вернуть! Ленин предупреждал об угрозе обратимости победы, о том, что нас непременно отбросят назад. Не поверили. В итоге был сделан ошибочный вывод: социализм в СССР победил полностью и окончательно. В результате произошла реставрация капитализма. Но господа пусть не ликуют: их победа тоже обратима.
Ленин умер, но его идеи живы. В канун 150-летия со дня его рождения мы озабочены: рискнёт ли власть и ныне задрапировать его Мавзолей в День Победы? Вероятность высокая: 15 лет это делали, почему бы не сделать ещё раз? Ведь народ, молчит. Уточню, не всегда молчит или пока молчит, однако Маркс предупреждал: крот истории роет.
Давайте ответим как на закрытие, так и на незакрытие Мавзолея изучением теоретического наследия В.И. Ленина. Не будем забывать предупреждение другого классика марксизма И.В. Сталина: «Без теории нам погибель».
Н.Ф. БОНДАРЕНКО
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 апреля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.