«Коммунизма не будет никогда!» — заявил на заседании Ставропольского отделения РУСО Сергей Васильевич Китаев и, торжествуя, огляделся вокруг. Смял наши души, как танк ромашку. И не смыслом заявления, а его авторством. Ведь РУСО объединяет людей социалистической ориентации, социализм — первая фаза коммунизма. Как же можно будучи членом РУСО заявлять подобное?
Оказывается, Сергей Васильевич затем и ходит на заседания, чтобы вразумить его членов во мнении, что коммунизм — фантом. Да разве он один так думает? Вот и Жириновский об этом твердит при каждом подходящем и неподходящем случае. И обыватель так же нередко думает.
Что им ответить?
Коммунизма не будет лишь в двух случаях: если капитализм прикончит человечество ядерной войной или чем-то подобным (на что он горазд); если человечество погибнет от падения кометы или вспышки на Солнце.
Но если этого не случится и человечество продолжит своё существование, то коммунизм непременно состоится, причём (выскажу крамольную мысль) даже если не будет самих коммунистов, а вследствие эволюционного развития самого капитализма.
Всё дело в том, что понимать под коммунизмом. С.В. Китаев и другие, видимо, считают, что коммунизм рай, где есть всё готовенькое, т.е. как определённое качественное состояние общества с чётко обозначенными чертами. Но это — не марксистский взгляд, а обывательский. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс пишут: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (т. 3, с. 34). Приведу их мысль из «Манифеста Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Развитие — ключевое слово коммунизма. Разве человечество не сможет создать такую ассоциацию, в которой бы мог каждый развиваться всесторонне и гармонично, служить обществу по возможностям, а получать по потребностям? Даже при капитализме стихийно и вопреки его воле такая ассоциация уже создаётся.
Возьмём пример с неграми. Ещё недавно цветная кожа обрекала человека на унизительное бесправие. Особенно чудовищной была практика казни цветных граждан без суда и следствия, так называемый суд Линча. Последний суд Линча в США над темнокожим американцем состоялся в 1981 году в городе Мобил (Алабама) в отношении Майкла Дональда. Но уже через тридцать неполных лет негр Барак Обама в 2009 году становится президентом США и даже награждается Нобелевской премией мира.
Итак, коммунизм — процесс ликвидации отрицательных черт буржуазного общества. С веками и даже с десятилетиями их становится всё меньше и меньше. Видимо, если бы удалось сегодня оживить американца, который умер ещё в XIX веке, то он, оглядевшись, мог бы сказать: «Так это же коммунизм!»
Но если коммунизм может вырасти непосредственно из капитализма естественным путём, то зачем нужны Коммунистическая партия и коммунисты?
Во-первых, нет никакой гарантии, что капитализм, базирующийся на гнилой основе — частной собственности на средства производства, — не доведёт дело до новой глобальной истребительной войны и тем самым не положит конец существованию нашей цивилизации.
Во-вторых, человек живёт лишь раз. И его не воодушевляет мысль о том, что когда-то капитализм, возможно, сбросит с себя все пороки, как дерево мёртвую листву, и зацветёт прекрасными цветами, которые дают наилучшие плоды. Каждый хочет жить достойно здесь и сейчас.
В этом отношении Коммунистическая партия выступает гигантским катализатором (ускорителем) общественного развития. Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции в том и состоит, что она позволила перескочить через какие-то этапы человеческого развития и сделать гигантский прыжок в будущее. Мы, советские люди, жили в этом будущем, но теперь нас и наших потомков из будущего загоняют в прошлое. Вроде бы, получилось…
Нет, это не получится никогда. Дерево, которое выросло, можно срубить, но его невозможно снова сделать маленьким. Человечество, которое получило уникальный опыт жизни при социализме, то есть в обществе без буржуа, уже никогда от этого опыта не откажется и будет его повторять вновь и вновь.
«Но животную сущность человека нельзя изменить! — слышу традиционные возражения. — Невозможно свинцовые инстинкты превратить в золотые нравы».
А разве кто-то знает сущность человека? Возьмите щенка и воспитайте его среди кошек. Разве он станет кошкой? Возьмите макаку и воспитайте её среди, например, горилл. Она станет гориллой? А кем должен стать человеческий младенец по мере взросления?
Этого не знает никто. Изначально человек есть существо неопределённого образа. У него стёрта инстинктивная программа видового развития. Ребёнок, взрослея, принимает образ того существа, которое он наблюдает. Приводился как-то пример девочки, которая, живя в курятнике, становилась подобной курице.
А теперь представим себе, что человек формируется в кругу ангелов. Из него дьявол получился бы?
Сказанное внушает оптимизм: из человека, конечно, может получиться и дьявол, и ангел, и человек-коммунист с лучшими качествами из мыслимых. Но при определённых условиях. Маркс писал, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания. В главном это верно. На самом же деле люди продукты природы, обстоятельств, воспитания, самовоспитания и индивидуального пути развития.
Человек в своём развитии проходит три этапа: следует инстинктам выживания (сосательный, хватательный и т.д.), следует примеру другого человека и, наконец, занимается самостроительством своей личности, т.е. самоопределением, самодетерминацией. Этого не делает ни одно животное.
Я выделил два фундаментальных отличия человека от зверя: а) у человека с рождения нет природной программы видового развития; б) человек с определённого времени может выстраивать свою личность сам. Исходя из этого он не может воспитываться как коммунист?
Общество ему будет мешать?.. Но с обществом происходит именно то же, что и с человеком: нормы жизни люди вырабатывают сами. Нет правильных или неправильных норм. Правильные — те нормы, которые принимаются в данном обществе в качестве правильных. И наоборот.
В буржуазном обществе приняты за нормы бытия животные законы. Поэтому Маркс писал, что с гибелью капитализма заканчивается предыстория развития человечества. Но люди могут жить и по человеческим законам, которые выработают сами. Главное, чтобы эти законы не отвергались, а принимались большинством членов данного общества.
Почему эти законы не могут быть коммунистическими? Многие современные племена жили и живут по коммунистическим законам. Людьми предпринимались и предпринимаются попытки жить коммунистическими общинами, например, израильские кибуцы.
В Советском Союзе в кратчайшие исторические сроки было создано социалистическое общество, которое было даже более зрелым, чем существовавшие материальные условия. Как же можно говорить, что коммунизма никогда не будет? Ведь он был (первобытное общество как первобытный коммунизм и советский социализм) и есть. Китайский и иной социализм с его спецификой будет как результат естественного развития общества, а также целенаправленной и сознательной деятельности коммунистических партий.
Идея коммунизма, берущая начало со времён Платона, самая ценная для человечества, придающая ему смысл бытия. Без неё люди, как стадо, живущее для удовлетворения инстинктов. Коммунизм, конечно, состоится, нужно только ему в этом старательно помогать, например, путём борьбы с капитализмом. Мы, коммунисты, не имеем права защищать эту бесчеловечную систему.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 января 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.