Начало в №46 (1304) от 21 ноября 2019 г. , продолжение в № 47 (1305) от 28 ноября 2019 г., №48 (1306) от 5 декабря 2019 года, № 49 (1307) от 12 декабря 2019 года, №50 (1308) от 19 декабря 2019 года.
VI
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Из этой темы я беру два вопроса:
1) постановка вопроса;
2) освободительное движение угнетённых народов и пролетарская революция.
1) Постановка вопроса. За последние два десятилетия национальный вопрос претерпел ряд серьёзнейших изменений. Национальный вопрос в период II Интернационала и в период ленинизма далеко не одно и то же. Они глубоко друг от друга отличаются не только по объёму, но и по своему внутреннему характеру.
Раньше национальный вопрос замыкался обычно тесным кругом вопросов, касающихся главным образом «культурных» национальностей. Ирландцы, венгры, поляки, финны, сербы и некоторые другие национальности Европы — таков круг неполноправных народов, судьбами которых интересовались деятели II Интернационала.
Десятки и сотни миллионов азиатских и африканских народов, терпящих национальный гнёт в самой грубой и жестокой форме, обычно оставались вне поля зрения. Белых и чёрных, «культурных» и «некультурных» не решались ставить на одну доску… Ленинизм вскрыл это вопиющее несоответствие, разрушил стену между белыми и чёрными, европейцами и азиатами, «культурными» и «некультурными» рабами империализма и связал, таким образом, национальный вопрос с вопросом о колониях. Тем самым национальный вопрос был превращён из частного и внутригосударственного в вопрос общий и международный, в мировой вопрос об освобождении угнетённых народов зависимых стран и колоний от ига империализма.
Раньше принцип самоопределения наций истолковывался обычно неправильно, суживался нередко до права наций на автономию. Некоторые лидеры II Интернационала дошли до того, что право на самоопределение превратили в право на культурную автономию, т.е. право угнетённых наций иметь свои культурные учреждения, оставляя всю политическую власть в руках господствующей нации. Это обстоятельство вело к тому, что идея самоопределения из орудия борьбы с аннексиями рисковала превратиться в орудие оправдания аннексий. Теперь эту путаницу нужно считать преодолённой.
Ленинизм расширил понятие самоопределения, истолковав его как право угнетённых народов, зависимых стран и колоний на полное отделение как право наций на самостоятельное государственное существование. Тем самым была исключена возможность оправдания аннексий путём истолкования права на самоопределение как права на автономию. Сам же принцип самоопределения был превращён, таким образом, из орудия обмана масс, каким он, несомненно, являлся в руках социал-шовинистов во время империалистической войны, в орудие разоблачения всех и всяких империалистических вожделений и шовинистических махинаций, в орудие политического просвещения масс в духе интернационализма.
Раньше вопрос об угнетённых нациях рассматривался обычно как чисто правовой… Теперь эту буржуазно-правовую точку зрения в национальном вопросе нужно считать разоблачённой. Ленинизм низвёл национальный вопрос с высот широковещательных деклараций на землю, заявив, что декларации о равенстве наций, не подкреплённые со стороны пролетарских партий прямой поддержкой освобождённой борьбы угнетённых народов, являются пустыми и фальшивыми декларациями… Раньше национальный вопрос рассматривался реформистски как отдельный самостоятельный вне связи с общим вопросом о власти капитала, свержении капитализма, империализма, о пролетарской революции… Теперь эту антиреволюционную точку зрения нужно считать разоблачённой. Ленинизм доказал, а империалистическая война и революция в России подтвердили, что национальный вопрос может быть разрешён в связи и на почве пролетарской революции, что путь победы революции на Западе проходит через революционный союз с освободительным движением колоний и зависимых стран против империализма. Национальный вопрос — часть общего вопроса пролетарской революции и о диктатуре пролетариата.
Он стоит так: исчерпаны ли уже революционные возможности, имеющиеся в недрах революционно-освободительного движения угнетённых стран, или нет, и если не исчерпаны, есть ли надежда, основание использовать эти возможности для пролетарской революции, превратить зависимые и колониальные страны из резерва империалистической буржуазии в резерв революционного пролетариата, в союзника последнего?
Ленинизм отвечает на этот вопрос положительно, т.е. в духе признания в недрах национально-освободительного движения угнетённых стран революционных способностей и в духе возможности их использования в интересах свержения общего врага, свержения империализма. Механика развития империализма, империалистическая война и революция в России целиком подтверждают выводы ленинизма на этот счёт.
Отсюда необходимость поддержки… со стороны пролетариата «державных» наций национально-освободительного движения угнетённых и зависимых народов.
Это не значит, что пролетариат должен поддерживать всякое национальное движение везде и всегда во всех отдельных конкретных случаях.
Речь идёт о поддержке таких национальных движений, которые направлены на ослабление, свержение империализма, а не на его укрепление и сохранение…
Так обстоит дело с вопросом об отдельных национальных движениях…
То же самое можно сказать о революционном характере национальных движений вообще… Революционный характер национального движения в обстановке империалистического гнёта не предполагает обязательного наличия пролетарских элементов в движении, наличия революционной или республиканской программы, демократической основы движения…
Ленин прав, говоря, что национальное движение угнетённых стран нужно рассматривать не с точки зрения формальной демократии, а с точки зрения фактических результатов в общем балансе борьбы против империализма…
2) Освободительное движение угнетённых народов и пролетарская революция. При решении национального вопроса Ленин исходил из следующих положений:
а) мир разделён на два лагеря: на лагерь цивилизованных наций, обладающих финансовым капиталом и эксплуатирующих громадное большинство населения земного шара, и лагерь угнетённых и эксплуатируемых народов колоний и зависимых стран, составляющих это большинство;
б) колонии и зависимые страны… составляют важнейший резерв и серьёзнейший источник сил империализма;
в) революционная борьба угнетённых народов… против сил империализма является единственным путём их освобождения от гнёта и эксплуатации;
г) важнейшие колониальные и зависимые страны вступили на путь национально-освободительного движения, которое не может не привести к кризису всемирного капитализма;
д) интересы пролетарского движения в развитых странах и национально-освободительного движения в колониях требуют соединения этих двух видов революционного движения в общий фронт против общего врага, против империализма;
е) победа рабочего класса в развитых странах и освобождение угнетённых народов от ига империализма невозможны без образования и укрепления общего революционного фронта;
ж) образование общего революционного фронта невозможно без решительной поддержки со стороны пролетариата угнетающих наций освободительного движения угнетённых народов против «отечественного» империализма, ибо «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы» (Энгельс);
з) поддержка эта означает отстаивание, защиту, проведение в жизнь лозунга — право наций на самоопределение, на самостоятельное государственное существование;
и) без проведения этого лозунга невозможно наладить объединение и сотрудничество наций в едином мировом хозяйстве, составляющем материальную базу победы всемирного социализма;
к) объединение это может быть лишь добровольным, возникшим на основе взаимного доверия и братских взаимоотношений народов.
Отсюда две стороны, две тенденции в национальном вопросе: тенденция к полному политическому освобождению от империалистических уз и к образованию самостоятельного национального государства, возникшая на основе империалистического гнёта и колониальной эксплуатации, и тенденция к хозяйственному сближению наций, возникшая в связи с образованием мирового рынка и мирового хозяйства…
Для империализма эти две тенденции являются непримиримыми противоречиями, ибо империализм не может жить без эксплуатации и насильственного удержания колоний в рамках «единого целого», может сближать нации лишь путём аннексии и колониальных захватов, без которых он, вообще говоря, немыслим.
Для коммунизма, наоборот, эти тенденции являются двумя сторонами одного дела, дела освобождения угнетённых народов от ига империализма, ибо коммунизм знает, что объединение народов в едином мировом хозяйстве возможно лишь на основе взаимного доверия и добровольного соглашения, а путь образования добровольного объединения народов лежит через отделение колоний от «единого» империалистического «целого», через превращение их в самостоятельные государства.
Отсюда необходимость упорной, непрерывной, решительной борьбы с великодержавным шовинизмом «социалистов» господствующих наций (Англия, Франция, Америка, Италия, Япония и пр.), не желающих бороться со своими империалистическими правительствами, не желающих поддержать борьбу угнетённых народов и колоний за освобождение от гнёта, за государственное отделение.
Без такой борьбы немыслимо воспитание рабочего класса господствующих наций в духе действительного интернационализма, сближение с трудящимися массами зависимых стран и колоний, действительной подготовки пролетарской революции… Без этого невозможно было бы упрочить Советскую власть. Насадить действительный интернационализм и создать ту замечательную организацию сотрудничества народов, которая называется Союзом Советских Социалистических Республик и является живым прообразом будущего объединения народов в едином мировом хозяйстве.
Отсюда необходимость борьбы против национальной замкнутости, узости, обособленности социалистов угнетённых стран, не желающих подняться выше своей национальной колокольни и не понимающих связи освободительного движения своей страны с пролетарским движением господствующих стран.
Без такой борьбы немыслимо отстоять самостоятельную политику пролетариата угнетённых наций и его классовую солидарность с пролетариатом господствующих стран в борьбе за свержение общего врага — империализма. Без такой борьбы интернационализм был бы невозможен.
Таков путь воспитания трудовых масс господствующих и угнетённых наций в духе революционного интернационализма.
Продолжение следует
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 декабря 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.