Глубоко взволновала меня статья Н. Ф. Бондаренко «Азия – наш исход» («Родина», № 5). Поднятая проблема охватывает все стороны нашей жизни и настолько актуальна, что должна обсуждаться не только на страницах газеты, но и стать предметом серьёзного исследования в Ставропольском отделении РУСО, к деятельности которого мы относимся с большим интересом. Хотя бы потому, что проблема эта стала «пронизывающей идеей» и касается людей всех слоёв общества.
Автор справедливо пишет: «2014 год для думающих россиян стал годом окончательной утраты всяческих иллюзий в отношении Европы, что-де это культура, цивилизация, авангард прогресса и т. п. Оказалось, что Европа для России (за исключением двух-трёх государств) – это сплочённый, единый и единодушный враг России». Учёный чётко сформулировал то, о чём мы думаем, обсуждаем в узком кругу, но старательно обходим на уровне государственном.
С разрушением Советского Союза самый мощный удар был нанесён по идеологии, утрачено само понятие национальной идеи, делающей народ собственно народом. «Идеальной» моделью стало любезное Западу общество потребления. Руководствуясь постулатом отца мировой экономики Адама Смита, «богатство нации заключается в количестве товаров и услуг, которые она производит», в стране принялись бурно строить рыночную экономику. Дошло до того, что взялись искоренять из нашей жизни такие понятия, как совесть, милосердие, сострадание, объявив их тормозом в развитии рыночных отношений.
«Нельзя Россию упаковать исключительно в костюм банковской системы, это не её одежда! — предупреждала популярная газета. — Западные экономические модели толкают нашу страну на дно». И вот сегодня банки стали гигантскими ростовщиками, удушающими экономику.
На сайте газеты «Аргументы недели» в феврале этого года читаем: «Все эти органы, где принимают решения, за 20 лет были сформированы из выпускников Чикаго, Гарварда, Итона, Оксфорда и т. д. Но ведь там, кроме купить-продать, больше ничему не учат».
Да если бы только о проблемах экономики надо было вести речь. «Механический перенос западноевропейских традиций и поведения дал в ХХ веке мало хорошего», — писал Лев Гумилёв в книге «Конец и вновь начало» ещё в 80-е годы. А деньги Сороса тем временем просочились в нашу систему образования, и начались разрушительные процессы…
Но предоставим слово тем, кого эти процессы непосредственно коснулись. Не так давно вместе с журналистами районной газеты мы проводили дискуссию «Выбор», где сравнили, как было принято говорить, два мира, два образа жизни. Из-за ограниченности газетной площади не все мнения попали в печать, но они заслуживают внимания.
— Из школьной программы исключены произведения «Как закалялась сталь» Островского, «Мать» Горького, «Молодая гвардия» Фадеева, – сказала учитель с 53-летним стажем работы, кавалер ордена Дружбы народов Тамара Ивановна Леликова из Благодарного. – Эти книги о любви к Родине, к матери, о единении поколений. Но большинство школьников их уже не прочтёт. Как жаль мне это поколение! Всё духовное, тем более философское, проходит мимо них. Не переживают, а фиксируют. Живут механически, учатся на «отлично», но не знают, что делать после школы, какую профессию выбрать.
Тем же озабочена бывший конструктор тракторного завода производственного объединения «Кировский завод», коренная ставропольчанка Раиса Ивановна Макарова:
— Нет у них стойких мировоззренческих позиций, какие были у людей нашего поколения на момент совершеннолетия. Сейчас я общаюсь со студентами, и меня это тревожит. Они старательно зубрят, чтобы сдать экзамен, но не знают, для чего им нужны эти знания. Полная аполитичность, безразличие к своей стране, к её судьбе и своей роли в ней. Я не за то, чтобы излишне политизировать жизнь молодёжи, но политическая культура должна быть в каждом.
Механизатор колхоза имени Ленина Новоалександровского района, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта» Николай Иванович Рославцов возмущён:
— Посмотрите, что делается на телевидении! То, что было для нас превыше всего, исчезло с экранов. Там теперь только олигархи, бандиты и их девицы, зарабатывающие на жизнь, торгуя собой. А ведь дети всё это смотрят. И рождается в их головах ложное представление о том, что не знаниями, не трудом, а чем-то другим достигается успех. Этой ложью пропитана вся наша жизнь.
— Нет в стране настоящей молодёжной политики, – добавила выпускница Ставропольского государственного университета Наталья Зорина. – Очень трудно приходится молодым людям, если они живут честным трудом. Я окончила университет с отличием. Работая переводчиком в солидной фирме, была вынуждена по вечерам преподавать. А ещё семья, домашние заботы. Порой думаешь: а нужны ли мы, молодые и образованные, своей стране? Многие мои друзья по университету, знакомые уехали на Запад – не за длинным рублём, чтобы прожить нормальную жизнь, она ведь у каждого одна. Но это не выход.
— Сторонники западного образа жизни что-то обретают, но что-то и теряют, – поддержала её бывшая сотрудница районной газеты Ольга Граф. – По семейным обстоятельствам я живу в Германии, сравниваю россиян и немцев. В жизни россиян больше чувств, больше красок, оттенков. А здесь нет даже такой привязанности, например, между родителями и детьми, как у нас. Дети, окончив школу, покидают родительский дом, живут самостоятельно. Состарившиеся родители не нужны детям, они дорожат работой и карьерой, не хотят лишать себя комфорта в личной жизни. Нуждаясь в помощи, отцы и матери идут в дома престарелых. Мой знакомый, выходец из Киргизии, произнёс пламенную речь о том, как бесчеловечно избавляться от пожилых родителей, словно от поношенных вещей. Немцы были удивлены, они дружно стали доказывать, что в домах для престарелых пожилых людей ждут комфорт, общение, счастье. А для нас счастье – каждый день видеть глаза матери, говорить с ней обо всём, пока она ещё рядом, рассказывать, что произошло с тобой сегодня, проявлять заботу, желать ей спокойной ночи.
В Европе молодые мамы, скучая по старым друзьям и дискотекам, торопятся сразу найти няню, поручить ей ребёнка – и вперёд, на дискотеки! Российская же мама кормит ребёнка грудью, гладит пелёнки, ухаживает за мужем и старшими детьми, каждый день совершая мини-подвиги. Ей даже не придёт мысль о каком-то другом, собственном счастье. А в Германии детский врач мне однажды сказал: «Вы слишком любите свою дочь. У вас психологические проблемы». Любовь к родителям и к детям для них чуть ли не недуг, который надо лечить.
— Мы подражаем Западу и уже доподражались: сирот в стране сейчас в три раза больше, чем было после войны, — добавила Тамара Ивановна Леликова.
Были и высказывания о том, что в России непомерное богатство считалось грехом. Богатые люди во спасение души строили больницы, госпитали, приюты для инвалидов, вдов и сирот, театры, музеи. В нынешней России разгулялся сатанинский шабаш непомерных денег, сметая на своём пути всё разумное, доброе, вечное, но никто не испытывает угрызений совести.
Мерилом культуры стал кассовый сбор. Но, строя рыночные отношения по чужому образцу, мы рискуем потерять детей. Они и «мистерами» не станут, и в своей среде будут чужими. Противостояние цивилизаций продолжается. Страшной ценой платит Украина за наивную попытку стать Европой, не являясь таковой по менталитету и по образу жизни своих граждан.
Это всем нам, и журналистам, и учёным, серьёзный сигнал. Чтобы наши дети не побежали за «хип-хопом» на Майдан и куда угодно, не горели в огне «коктейля Молотова», мы должны стараться всеми средствами развенчать миф о западном «рае» и ориентировать их на собственные ценности, учить жить в своей стране по её традициям.
Нашему образу жизни и складу души завидовали самые яркие представители западной культуры, стоявшие «по ту сторону баррикад». Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и многие другие выбрали в жёны русских женщин. Дягилевские «Русские сезоны» в Париже были ярким явлением европейской жизни. Кубанская казачка Анна Нетребко покоряет сегодня лучшие концертные залы и дворцы Европы. А «наследник Европы» Фридрих Ницше,с его философией «падающего — подтолкни», более ста лет тому назад сделал удивительное признание о России: «Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным».
В. П. ЛЕНКИНА,
Новоалександровск.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 19 (1073) от 21 мая 2015 г.