Байкало-Амурская магистраль – последний великий подвиг многонационального СССР, который можно поставить в один ряд с другими подвигами, такими, например, как ликвидация безграмотности, победа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление разрушенной страны, поднятие Целины, создание щита ядерной безопасности государства и освоение Космоса.
019 год – дважды юбилейный год для БАМа и её строителей.
45-летие начала строительства БАМа
8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и выделены для этого необходимые средства.
35-летие официального окончания строительства БАМа
29 сентября 1984 года в 10 часов 10 минут по московскому времени две бригады – Ивана Варшавского и Александра Бондаря – встретились на разъезде Балбухта, где уложили последнее «золотое звено», сомкнувшее БАМ. Строители восточного и западного направлений двигались навстречу друг другу 10 лет.
Эпитеты строительства БАМа
Её называли комсомольско-молодёжной стройкой. И это было справедливо. На XVII съезде ВЛКСМ объявили ударной. Первый отряд добровольцев – 650 юношей и девушек – отправился в тайгу практически прямо из Кремля.
БАМ называли дорогой жизни. И это было правдой. Там, где пролегала трасса, возникали новые посёлки и даже города, закладывались новые предприятия.
Его называли трассой мужества. Строительство проходило в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Прокладка осуществлялась в суровых условиях тайги, вечной мерзлоты и болот. Строители вспоминают: только грунта отсыпали столько, что можно было бы опоясать весь земной шар. Но несмотря на все трудности, попасть на БАМ было сродни выигрышу в лотерее. Люди, прошедшие закалку этой стройкой, и сегодня представляют трудовую гордость нашего народа. К 1984 году БАМ дал стране 15 Героев Социалистического Труда.
Магистраль называли стройкой века и стройкой будущего. И это тоже правильно. Начало проектирования БАМа относится к 1928 году. Основной путь Тайшет – Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Один из самых сложных участков, Северо-Муйский тоннель, был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. Строительство продолжается и сегодня.
БАМ называли всенародной стройкой. Действительно, её строил весь советский народ. Особенно большую роль сыграли воины-железнодорожники. Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, краем, областью или городом. Так, наши земляки-ставропольцы вместе с отрядами из Краснодарского края строили станцию Лена.
Но самое точное политическое название магистрали – советская стройка и, увы, последняя столь крупного масштаба. В какой-то мере её можно сравнить со стройкой Крымского моста. Но отличий много.
Главное заключается в том, что строительство БАМа вызвало огромный духовный подъём всего советского народа. Где бы ни трудился советский человек, он всё же мысленно ориентировался на героев БАМа. И ведь было на что ориентироваться! БАМ – трудовая и духовная эпопея, которая нашла своё воплощение в стихотворениях, прозе, художественных и документальных фильмах, наконец, в песнях. Песни о БАМе пела вся страна. Но кто слышал хотя бы одну всенародную песню про Крымский мост, исполняемую всей страной? А песня О. Газманова на эту тему, увы, на всенародность никак не тянет…
Это не случайно. Нынешняя власть не сумела придать строительству Крымского моста общенационального, патриотического и героического характера, что, конечно, не снижает значения этой стройки и не принижает трудового подвига мостостроителей разных национальностей.
И всё же слово БАМовец и завтра будет звучать гордо. До сих пор многие из них хранят путёвку на БАМ, получить которую в середине 70-х мечтал едва ли не каждый комсомолец. Участники этой стройки не бизнес делали, не «бабки зашибали». Они руководствовались в первую очередь возвышенной мотивацией, которую многим современным молодым людям и не понять, и не объяснить.
По случаю юбилейных дат к нам в редакцию пришёл строитель БАМа наш земляк Геннадий Христенко со своими стихами. Там есть, в частности, такие строки:
Катарпиллеры, машины,
Дай отвал, дай полотно.
Звёздный, Ния, Магистральный…
БАМ построим всё равно!
И ещё он принёс фотографии тружеников СМУ «СтавропольБАМ» и других наших земляков – участников той стройки. К фотографиям были обещаны и комментарии. Но подписи, исключающие ошибки, автору дать, видимо, трудно. Потому мы публикуем несколько безымянных фотографий в расчёте на то, что ставропольчане узнают на них себя.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 августа июля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.