Насчёт героизма существует два противоположных утверждения: первое – счастлива та страна, которая имеет своих героев; второе – несчастна та страна, которая нуждается в героях. Мы же выскажем аксиому: героев лишена только та страна, которая не имеет своей истории.
Однако героизм героизму рознь. Есть героизм личности, за которым мужество и храбрость конкретного человека. Но в дни празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне нужно говорить об ином героизме – советском. Выделим его главные черты.
Идейность героизма. Главное в советском героизме – его идейное содержание: не за металл люди рисковали жизнью, не за жизненное пространство, а именно за идею. Разве случайно было написано на знамёнах воинских частей «За нашу советскую Родину!»? Разве не шёл из самого сердца призыв воинов, поднимающихся в атаку: «За Родину, за Сталина!»? Разве случайно в Великую Отечественную войну стал символом беззаветной верности социалистическому Отечеству крик души идущего на смерть политрука Василия Георгиевича Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»? В. Г. Клочков погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат.
Или вспомним слова генерала Д. М. Карбышева в ответ на предложение фашистов о сотрудничестве: «Идеи не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном пищевом рационе». Ему предлагают жизнь, а он толкует о каких-то идеях! И разве случайно из 11,5 тысячи Героев Советского Со- юза коммунистами были 8232 человека и 1471 воин – комсомольцами? Идейный характер советского героизма по-своему оценивали и фашисты, расстреливая из пленённых в первую очередь комиссаров, коммунистов и комсомольцев. А вот у нынешних российских правителей не поворачивается язык сказать доброе слово именно о них даже в День Победы. Почему?
Массовость героизма. Конечно, советский героизм носил массовый характер, о чём уже много сказано, вот только акценты перед праздником Победы стоило бы расставить точнее. Во-первых, героизм в годы войны носил многонациональный характер. Защитники Брестской крепости, Дома Павлова в Сталинграде, защитники Москвы и любой безымянной высоты не спрашивали друг друга о национальности, а побеждали или погибали вместе, становясь на века кровными братьями. Среди Героев Советского Союза, получивших это звание в годы Великой Отечественной войны, 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 43 азербайджанца, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 9 эстонцев и т. д. Не позор ли нам всем, ныне живущим, разбежавшимся по своим национальным квартирам?! Чем мы могли бы оправ- даться перед вдруг ожившими героями Великой Отечественной?
В-вторых, массовый героизм времён Великой Отечественной войны охватывал и фронт, и тыл. Кто-то сказал, что нужно отличать пролитую кровь от надоенного молока. Конечно, это верно, только тот, кто это сказал, видимо, даже понятия не имеет о крестьянском труде. Каждой женщине-доярке времён войны, да и послевоенных лет, стоило бы присвоить звание Героя Социалистического Труда.
Наконец, в-третьих, Великая Отечественная война отличалась от всех предыдущих войн массовым героизмом молодёжи – юношей и детей. Иные «интеллектуалы» сегодня договариваются до того, что «вовлечение детей в войну» следует рас- сматривать как преступление коммунистов против человечности. Однако то были не несмышлёныши, а советские дети – вполне состоявшиеся граждане великой державы, умевшие отличить зло от добра и хорошо понимавшие, что даёт им шанс на жизнь, а что гарантирует смерть.
Героизм времени. Есть ещё одна важная черта советского героизма, это его протяжённость во времени. Да, есть героизм порыва. Его значение невозможно принизить: легко ли подняться первым в атаку, закрыть собой амбразуру, пойти на таран или лечь со связкой гранат под танк? Но есть и иной героизм – героизм будней, когда изо дня в день и из года в год приходится делать одно и то же дело, находясь при этом нередко на пределе физических и нравственных сил. Поставьте себя на место людей той эпохи. За долгие четыре года был разгромлен фашизм. Но вместо победного марша домой многие эшелоны пошли на восток – громить милитаристскую Японию. Легко ли было солдатам душевно принять такую необходимость?! И каково было семьям, ждавшим встречи с победителями, получать похоронки на них? Однако именно этот героизм многолетнего напряжения, когда героем был каждый, кого так или иначе опалила война, современное российское государство, видимо, решило игнорировать.
Выплаты детям войны в честь Победы в одну тысячу рублей, бюрократически установленные временные рамки для категории «дети войны» и сама процедура получения этой постыдной подачки — яркое тому подтверждение…
Но крепитесь, фронтовики, крепитесь все, кто вдоволь хлебнул той войны. Ведь вы – герои, все-все, без всякого преувеличения. Не годится ветеранам Христа ради у воров милостыню просить. Выше голову!
С Победой вас, герои, с вашей и нашей Победой!
Н. Ф. БОНДАРЕНКО,
полковник в отставке.
Статья в PDF-версии газеты «Родина» № 17 (1071) от 7 мая 2015 г.