Вообще библейский текст гласит иное: «По делам их узнаете их» (Матфей 7:20). Это правило применительно к обществу, где людей ценят именно по труду, как и было в СССР
В буржуазном обществе главное не люди, а деньги. Убедительное подтверждение – больной человек, которому нужна дорогостоящая операция, но если необходимые деньги не будут найдены, он умрёт. Паясничали господа над словами Сталина, который якобы говорил: «Нет человека – нет проблем». Но Сталин так не говорил, а вот вы так делаете.
Потому название статьи верное: по деньгам можно судить и о прошлых делах человека, и прогнозировать их будущие дела и делишки.
Что деньги говорят о делах человека?
Во-первых, они говорят о том, что чем меньше денег у человека, тем вероятнее, что он ведёт праведную жизнь. Анекдот на эту тему:
— Я никого не обманул, не ограбил и не убил за всю свою жизнь. Почему я так бедно живу?
— Ты сам ответил на свой вопрос.
Во-вторых, чем больше у человека денег, тем вероятнее, что он ведёт неправедную жизнь.
В принципе стоило бы по каждому богатству проводить специальное расследование – «откуда дровишки?», а по очень большому богатству – уголовное расследование.
И это не преувеличение, ведь чего бояться честному человеку? Г.А. Зюганов предложил расследовать дело олигарха Дерипаски. Он сказал: «Считаю, что алюминиевый бизнес Дерипаски – крупнейшая афера. Сначала заводы украли у граждан, а теперь их отдают в подчинение англосаксам. Необходимо расследовать это преступление, потому что оно направлено против стратегической политики нашей страны и её безопасности». Дерипаска обиделся на слово «преступление» и выдвинул «встречный план»: подал на Зюганова в суд за обвинение в преступлении и потребовал расследовать доходы самого Зюганова… А почему бы ему не сказать: «Расследуйте – моя совесть чиста!», а уже потом судиться. Но не мог он так сказать в принципе, ибо, как утверждал Л.Н. Толстой: «Богатые – в грехе». Писатель прекрасно знал мир богачей и стыдился самого богатства. Почему сам пахал сохой? Чтобы не чувствовать себя дармоедом…
Но зачем стыдиться богатства, тем более заработанного своим трудом, не лучше ли гордиться им? Можно гордиться богатством в окружении бедных людей, которых ты разорил? Ведь богатство и бедность – как материя: если у кого-то денег прибыло, значит, у кого-то убыло. Много ли богатых обладают капиталами заслуженно? Вот почему богатством скорее следует стыдиться, чем гордиться, не говоря уже о том, чтобы кичиться им (Или прячьте его, как гражданин Корейко, не хвастайтесь хлебом перед голодными людьми!).
Почему надо стыдиться богатства?
Прежде всего, потому, что богатство – излишек, который чаще всего не пригодится человеку в жизни, но развратит потомков. К тому же, они, потомки, его, скорее всего, промотают. Человеку нужно не богатство, а достаток, т.е. благополучие. Однако подлинный грех богатства заключается не в его излишестве, а в том, что оно представляет собой изъятие самого необходимого у многих людей в пользу немногих. Излишество – сворованное необходимое.
Откуда у людей это маниакальное стремление к излишеству? Оно рудимент, идущий от зверя. Так, волк, попав в стадо овец, убивает столько животных, сколько успеет. Хорёк, попав в курятник, истребит всех птиц, если его не спугнут. И человек, стремящийся к богатству, действует именно так – по-звериному.
Другая причина стыдиться богатства заключается в том, что оно противоречит самой природе человека. Богатство не норма, а патология. Люди от природы равны. Вы видели человека с шестью пальцами? А если у всех людей пальцев по пять, то и головы должны быть одинаковыми. Разница людей определяется не столько природой, сколько условиями жизни. Но даже с учётом различных условий формирования один человек может превосходить другого человека не более чем в три–пять раз. Если, например, один из нас может толкнуть штангу весом в 150 кг, другой может поднять вес в три-пять раз больше? И так в любом деле.
Почему тогда в отношении богатства считается нормальным, когда достаток одного человека превосходит достаток другого в тысячи или даже миллионы раз? Это может происходить лишь по причине вопиющей социальной несправедливости.
Третья причина стыдиться богатства заключается в его опасности для социума. В начале нулевых один российский математик доказал, что человек, обладающий миллионом долларов, представляет угрозу обществу, словно преступник. Своим образом жизни он развращает окружающих, игнорирует законы, мораль, традиции, ибо за деньги можно купить что угодно, подкупить кого захочешь. Исключения не в счёт. Плохим воспитанием миллионер развращает и собственных детей. «Золотая молодёжь» – анархисты на почве денег.
Наконец, богатство как предмет стыда заключается в средствах его достижения – за редким исключением они неправедные. История нравственных средств обогащения не знает, тем более быстрого обогащения. Быстро разбогатеть можно лишь немногими способами: убил, украл, подарили, выпросил, клад нашёл. Новые российские богачи – не Морганы, Форды или Дюпоны, создавшие отрасли американской экономики. Напротив, они «оприходовали» в свою собственность то, что до них создали миллионы советских людей. Вот это и скрывается за большими деньгами современных богачей – преступления. У новых господ нет ни единого шанса доказать легитимность своего богатства.
Сами «господа» объясняют капиталы своими личными качествами – усердием, трудолюбием, расчётливостью и другими красивыми словами. А бедняки-де сами виновны в своей бедности – не нужно лениться. На самом деле и бедность, и богатство — прежде всего результат проводимой властями политики.
Почему работающим пенсионерам не индексируют пенсию, олигархами станут? Почему государство с бедных дерёт те же 13% налога, забирая у них необходимые для жизни средства? Почему живут в бедности самые нужные обществу люди – врачи, педагоги, инженеры, крестьяне и т.д.? Ответ известен: государство заинтересовано в создании и сохранении огромного класса бедных, чтобы содержать немногих богатых. Сегодня даже разговоры о среднем классе не ведутся: на одном полюсе минимум сверхбогатых, на другом – максимум бедных и сверхбедных.
Говорят: разбогател человек – и пусть, значит, сумел. Но бандиту, который нас ограбил, мы так не говорим. Твердят, что богатство обогащает не только материальную, но и духовную жизнь человека. Но когда мы узнаём, например, что актриса Л. Федосеева-Шукшина радуется тому, что отсудила за клевету 2 млн рублей у своих дочерей, это просто сюрреализм какой-то. Говорят, что чем богаче люди, тем богаче и государство. Именно богатые разорили страну и создали класс бедных людей. А теперь они же обвиняют их в бедности.
Между тем имущественная дифференциация российского общества приобретает всё более угрожающие размеры. Богатство многих давно превысило уровень роскоши. Но самое ужасное в том, что поведение богачей принимает всё более циничные формы.
Бывший глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун – владелец 565 земельных участков стоимостью 10 млрд рублей и 22 автомобилей, цена которых составляет почти 27 млн рублей. Откуда у этого господина такие средства?
А вот администрация Таганрога из средств бюджета на многодетную неполную семью выделила социальное пособие в размере 47,5 рубля. Учащиеся школ Кемеровской области стали падать в голодные обмороки, чего здесь не было даже в войну. Господа, нельзя так господствовать!
Революции возникают именно тогда, когда богачи начинают наглеть и издеваться над бедняками. Они сами подталкивают людей к стихийному народному восстанию. Конечно, читать мораль богачам бесполезно. Совестью они не отягощены. Но государственные мужи должны понимать опасность разнузданного поведения господ хотя бы для собственного правления?! Ведь богатые предадут и продадут всё, включая и саму Россию, это антипатриотичная и антинациональная сила, давно свившая себе гнёзда за границей. И не потому, что они изначально – плохие люди, а потому что сама стихия борьбы за деньги расчеловечивает их.
Мораль для государства и госчиновников. Без активного вмешательства государства в политику зарплат, как и в политику цен, общество превратится в джунгли. Обогащаясь, человек звереет. Государству никогда не победить бедность, если оно не ограничит аппетиты богачей. Рано или поздно произойдёт социальный взрыв, и народ сам на себя возьмёт функции государства.
Мораль для богатых. С помощью богатства вы не удивите мир, не измените его и не оставите своего следа в истории. В народной памяти остаётся лишь тот, кто делами доказал свою пользу обществу. Кто сегодня помнит имена первых русских миллионеров? Они словно бы и не жили.
Мораль для бедных. Тех, кто не борется за лучшую долю, государство и хозяева, объединив усилия, будут гнобить всё больше и больше. Правительство постоянно принимает решения, ухудшающие положение основной массы населения. Одно из последних – ликвидация льгот гражданам, которые пользуются электроплитками. Реакции народа – никакой. Значит, можно грабить и далее…
Мораль для КПРФ. Главная тайна богачей – не их доходы, они не боятся соответствующих деклараций, но, как огня, боятся обнародования путей и средств (по большей части неправедных и даже преступных), с помощью которых они обогатились. Нужно добиваться принятия декларации об источниках получения доходов и придавать их гласности.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 25 апреля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.