Как утверждал великий знаток древнерусской литературы академик Д.С. Лихачёв, слово «воля» есть только в русском языке. По крайней мере, только в русском языке понятие «воля» имеет двоякий смысл, означает и силу преодоления, и символ отсутствия преград, т.е. свободу.
Психологов интересует прежде всего первое понимание воли. Они её характеризуют как психический процесс, позволяющий человеку ставить перед собой общественно-значимые цели и добиваться их достижения, преодолевая трудности. Называются четыре главных критерия оценки воли: количество преодолеваемых препятствий, их величина, длительность волевого усилия и её нравственное содержание. Нравственное содержание воли определяется соотношением эгоцентрических и общественно-полезных целей, что позволяет говорить о доброй или злой воле. Преступники, как правило, не безвольные люди, но их воля злая — эгоистическая, и государство правильно делает, что за проявление такой воли их карает.
Политиков, кроме первого понимания воли, интересует и её второе понимание в качестве свободы человека, т. е. отсутствия препятствий для реализации своих возможностей. Эта идея отражена в «Манифесте Коммунистической партии», где говорится, что на место старого буржуазного общества должна прийти ассоциация, «в которой свободное развитие каждого является условием развития всех». Но разве капитализм не позволяет развиваться всем? Конечно, нет. Под крики о свободном обществе он лишает людей свободы посредством частной собственности и тех же денег как одной из форм её проявления.
Именно деньги, вернее, их отсутствие, лишают воли человека — воли как свободы. И, напротив, человек, обладающий деньгами, конечно же, более свободен вплоть до произвола. При капитализме деньги неизбежно концентрируются в руках немногих, которые с их помощью приходят к власти, обходят законы, игнорируют мораль, обычаи, традиции, грабят людей, т. е. эксплуатируют их. В интересах сохранения власти богатые не позволяют бедным ни развиваться (получать достойное образование и воспитание), ни использовать социальные лифты, ни бороться с властью, т. е. действительно лишают их воли как свободы.
Значение воли. Мыслители всех времён роль воли оценивали очень высоко, вплоть до её абсолютизации. А.С. Пушкин говорил, что силой воли можно «перенести на потом» даже обморок. «Воля способна изменить даже линии наших ладоней», — утверждал Ж. Кокто. «Человек просто таков, каким его сделала воля, он сам не что иное, как воля волений…» — писал А. Шопенгауэр.
Коммунистов особенно интересует воля к власти, т. е. политическая воля. В периоды системного кризиса именно она является решающим фактором в решении возникающих проблем. Прояви Горбачёв политическую волю, и СССР был бы спасён. Спасся же социалистический Китай!
Сегодня КПРФ не хватает не столько новых идей (жизнь подтверждает справедливость «старых» — основ марксизма-ленинизма), сколько воли к власти, не хватает даже воли к протесту.
Многие коммунисты переживают глубокую психотравму, связанную с утратой власти. Да, мы потерпели поражение, ну и что? Стефан Цвейг писал: «Лишь удар, отбрасывающий назад, придает человеку всю его наступательную силу». В. И. Ленин предупреждал о такой возможности. Отмечал: «Думать, что нас не откинут назад – утопия» (т. 36. с. 54). И далее: «Революции… побеждают даже тогда, когда они терпят поражение». (т. 38. с. 367). Ленин также требовал превращать поражение в победу, например, писал: «И таких законов истории нет, чтобы гнилой кризис не мог превратиться в хорошенькую передрягу… Все зависит от обстоятельств, от силы рабочей партии…» (т. 47. с. 225).
Скажем короче – от её воли к власти. Без власти коммунисты помогут народу, пожалуй, не более, чем попы.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 декабря 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.