Свое босоногое детство в сатиновых шароварах с помочами, сшитых мамкой вручную глубокой ночью, я провел на территории молочно-товарной фермы вблизи станицы Каргалинской в пойме своенравной и гордой реки Терек.
Из ранних детских воспоминаний запомнились переезды семьи в ногайских степях в поисках лучшей доли, уставших до изнеможения от непосильного труда от зари до зари и без выходных родителей, наживших скарба на одну бричку, лениво тянувшуюся запряженными волами. А для того, чтобы не плакала малышня, отец ставил на матрац с соломой патефон, заводил его, и красивый голос Людмилы Руслановой разносился по бескрайним просторам вечерней степи, снимая усталость и голод, заставляя притихнуть сверчков и паучков.
Вместе со сверстниками, предоставленными самим себе, где старшей по возрасту была дошкольница, любили погонять палочкой обод откуда невесть взявшегося старого велосипедного колеса и стрелять камышовыми стрелами.
В 1961 году, оставив уже насиженное место, семья переехала в станицу Мекенскую Наурского района, чтобы я учился в местной школе, а не в школе-интернате. Школа для меня стала вторым домом.
Мои родители, как и все взрослое поколение того времени, много работали, создавая и укрепляя мощь нашего государства.
Считаю, что одним из особых завоеваний того времени были советская система образования и патриотическое воспитание молодежи, когда человек человеку друг, когда честь, совесть и преданность Родине были на первом месте, а эксплуатация человека человеком сгинула в результате Великой Октябрьской социалистической революции.
Первым звеном в воспитании молодежи была бесплатная советская школа без турникетов и охраны, с удивительными, преданными своему делу учителями. Моя первая учительница Мария Даниловна научила писать и читать меня и моих сверстников. Учитель по труду Владимир Иванович Лизин приучил нас к токарному станку, увлек авиамоделизмом, занятиями в фотокружке. Ташлыков Виктор, учитель физкультуры, укрепил наше здоровье и уверенность в себе, участвуя в районных соревнованиях и зарницах. Дрогин Александр Иванович , директор школы, участник Великой Отечественной войны, зверски замученный террористами в чеченскую войну, преподавал нам физику, математику и мог это делать так, что нам становились понятны законы и процессы, происходящие в молекулах и атомах.
Нас учили замечательные учителя литературы и русского языка, истории, химии, географии, которые в течение 10 лет отдавали частичку себя на наше воспитание и образование. За это большое им спасибо, ведь они своей любовью и трудом заложили в нас то, что послужило основой дальнейшего становления личности. Они были пионервожатыми, комсомольцами и коммунистами. Считал, считаю и буду считать, что важнейшее значение в воспитании советской молодежи были русская культура, пионерская и комсомольская организации под руководством КПСС.
Xестно сказать, я не помню, как стал октябренком, ведь это было около шестидесяти лет назад, наверное, в водовороте счетных палочек, букварей, арифметики в моей детской памяти это четко не запечатлелось, но я помню, как я пристегивал октябрятский значок к школьному костюмчику. А вот торжественную линейку майским солнечным днем, когда нам старшеклассники повязали алые пионерские галстуки, запомнил на всю жизнь. Мы давали клятву быть честными, трудолюбивыми, хорошо учиться и любить свою Родину.
Нашими идеалами были герои – пионеры, комсомольцы, патриоты, защищавшие свою Родину. В школе я стал обращать внимание на старшеклассников, степенных, опрятно одетых, на их пиджаках были приколоты значки. Поинтересовался. Это были комсомольцы, и мне захотелось быть с ними, быть такими, как они, и носить такой же значок. В то время моим кумиром был и сейчас остается Павел Корчагин.
На одном дыхании я прочитал книгу Н. Островского «Как закалялась сталь».
И вот в моей жизни наступил день, когда в 1967 году на заседании комиссии Наурского районного комитета комсомола я был принят в ряды ВЛКСМ. Тогда я и не представлял, какие просторы открывались передо мной, какая кипучая и интересная жизнь, с важными задачами, целями и ответственностью ложится на плечи новоиспеченного комсомольца. Забегая вперед, скажу, что оправдал доверие комиссии и прожил жизнь так, что мне «не было стыдно за бесцельно прожитые годы», т.к. их, «бесцельно прожитых», не было.
Жизнь в школе продолжалась, только времени стало не хватать, ведь прибавились новые дела – комсомольские: участие в редколлегии стенгазеты, подшефные младшие классы, «зарницы», комсомольские семинары и слеты. При этом не хотелось бросать спорт, дополнительные занятия по информатике, физике, математике, авиасудомоделирование и оказание помощи родителям по хозяйству, дому.
В 1968 году я в составе делегации комсомольцев от Наурского района ЧИАССР принял участие в республиканском слете комсомола в г. Грозном в честь 50-летия образования ВЛКСМ. Ярко запомнились ровные шеренги передовой молодежи. Стоя в ряду у подножия десятиметрового памятника В.И.Ленину, я вспомнил слова из стихотворения: «И в жизни другого мне счастья не надо, я счастья хотел и хочу одного – служить до последнего вздоха и взгляда живому великому делу его».
Вечером того же дня по центральной площади и улицам города Грозного было факельное шествие участников слета. Огнями вывели число 50. Нас сфотографировали, и на следующий день фотографию разместили в республиканской газете.
Молодежь много читала, изучала и интересовалась новыми достижениями науки и техники, принимала участие во всесоюзных стройках. Мы любили, создавали семьи, хотели знать, как будет дальше, в 2000 и 3000 годах, хотели передать дух своего времени, настроения, интересы, любимые песни, книги.
Об этом учениками моей школы было написано письмо комсомольцам 2000 года и вложено в капсулу. 29 октября 1968 года мне и однокласснице Тане Обрядиной было предоставлено право на торжественной линейке замуровать эту капсулу с посланием в стене мекенской средней школы Наурского района. К большому сожалению, во время чеченской войны школа была разрушена, стена была разобрана жителями по кирпичикам на хозяйственные постройки.
Осенью 1970 года, после окончания школы, меня, как и моих сверстников призвали в армию. Поезд привез наголо постриженных, шумных молодых парней на территорию Западной Украины в г. Коломыя Ивано-Франковской области, где и прошла школа мужества и становления защитников Родины, в условиях тяжелой, но почетной солдатской службы. После принятия военной присяги, когда каждый призывник слегка дрожащим голосом громко произносил: «Я торжественно клянусь горячо любить свою Родину и защищать ее …». Это звучало гордо и, кажется, нас слушал лес. После обучения мы стали заступать на боевое дежурство. До автоматизма изучив свои операции и используя их во время учебных тревог, наш расчет пристыковывал головную часть к ракетоносителю, в любое время суток зимой и летом, на бетонной площадке и на раскисшей лесной поляне приводили ракету стратегического назначения в «боевое» положение.
За время службы в рядах Советской армии я дважды принимал участие в крупномасштабных военных учениях. За высокие показатели на учениях, в боевой и политической подготовке был премирован краткосрочным десятидневным отпуском. Я понимал, что наши достижения ковались упорным трудом и сплоченностью бойцов нашего боевого расчета, в составе которого были белорус, ингуш, узбек. Я привез им из отпуска айвовое и абрикосовое варенье и, конечно же, конфеты.
Два года мы, бывшие школьники, оторванные от родных и близких, скучали и писали письма, посылали фотографии.
Жизнь по строгому распорядку дня, когда бежишь на физзарядку с голым торсом, повышаешь свою боевую и политическую подготовку, ходишь дружным строем, спишь в одной казарме, живешь одной дружной семьей – дисциплинирует, воспитывает чувство взаимопомощи и готовность подставить свое плечо товарищу в любую минуту. На втором году службы комсомольские товарищи оказали мне большое доверие, избрав меня секретарем комсомольской организации части. Конечно же, работы прибавилось, а личного времени становилось все меньше и меньше, но все равно находилась минутка, чтобы написать письмо домой, одноклассникам, служившим в других войсках и регионах, и побеседовать с молодыми призывниками, провести с ними занятия в Ленинской комнате. Неоднократно принимал участие в партактивах военного округа.
Постоянное военно-патриотическое воспитание молодежи в армии играло важную роль.
Настал день, когда под марш «Прощание славянки» нас проводили на дембель, а молодое пополнение пришло на наше место.
Свою будущую и сегодняшнюю профессию я выбрал осознанно и поэтому поступил в Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, сначала на рабочий факультет (по направлению от воинской части), а осенью 1973 года, после окончания факультета с отличием, без экзаменов был принят на первый курс и стал студентом НИМИ. После окончания двух школ (средней и армейской) передо мной и сверстниками распахнулись двери высшей школы профессионального образования, в которой профессорско-преподавательский состав читал нам лекции, проводил практические занятия, дополнительные факультативы и, конечно, оценивал на экзаменах уровень наших знаний, делал из пестрой студенческой молодежи высококвалифицированных инженеров, способных выполнить поставленные задачи народно-хозяйственного плана страны, в частности по мелиорации земель и строительству, обеспечивая рост благосостояния людей. Важно было побороть засуху в безводных регионах страны.
В стенах старинного здания института мы освоились быстро, познакомившись друг с другом в группах и потоках, на лекциях и занятиях в заполненных аудиториях. Будучи старостой восьмой группы, я был избран секретарем комсомольской организации гидромелиоративного факультета, вот тогда и закипела общественная и комсомольская работа с молодежью: собрания, тематические вечера, встречи со студентами других вузов и проведение диспутов. Особенно хочется обратить внимание на трудовое воспитание молодежи, когда участие в студенческих строительных отрядах не только закрепляло на практике полученные теоретические знания, но и прививало любовь к труду, который стал для многих в дальнейшем основным источником доходов. Сам я после сдачи досрочных экзаменов каждое лето принимал участие в них дважды бойцом, комиссаром и дважды командиром строительного отряда. За высокие показатели, за участие в студенческих строительных отрядах и отличную учебу Центральным комитетом ВЛКСМ награжден почетной грамотой, а обкомом комсомола Ростовской области был премирован бесплатной туристической путевкой в Польскую Народную Республику. Ехали поездом Дружбы, в котором было по одному вагону от каждой республики Северного Кавказа, а в вагоне от Ставропольского края был будущий министр Ставропольского края Стоян Игорь Алексеевич. Встречались со студентами Варшавского университета, знакомились с их учебным процессом и бытом, посетили танцхолл «Стодол». Их студенческая и рабочая молодежь отличалась от нашей своей неопрятностью, безразличием к окружающим, и, как мне показалось, своей зарождающейся безнравственностью, что позже подтвердилось.
Неизгладимое впечатление на меня произвело посещение бывшего концлагеря Освенцим, за колючей проволокой которого сохранился дух ужасов войны, пыток и издевательств над людьми, не покорившимся нацистской идеологии.
После окончания в 1978 году НИМИ, с дипломами на руках, разъехались мы по местам назначения.
Я прибыл на Ставрополье, где начал свою трудовую деятельность, создал семью, с женой воспитали детей, а вот сейчас, находясь на пенсии, заботимся о внуках. Много воды утекло за это время, ведь за 40 лет было построено и отремонтировано возглавляемыми мною коллективами много водопроводов, каналов, орошаемых участков, школ, домов, дорог и, конечно же, детских садиков для будущих, так и хочется сказать, пионеров, комсомольцев. От мастера строительного участка «вырос» до краевого руководителя. И все благодаря родительскому, школьному, армейскому и особенно комсомольскому воспитанию, заботе государства о молодежи.
И в год 100-летия образования комсомола, названного Ленинским в честь основателя нашего государства, который «… думал о том, о бесправном народе, кто поздно ложился и рано вставал, кто в тяжком труде изнывал на заводе, кто жалкую ниву слезой поливал», я хочу поздравить комсомольцев (бывших не бывает) и пожелать им крепкого здоровья, достойной пенсии, чистого неба и светлого будущего для внуков и правнуков. Надеюсь, что государство придет к новому высшему развитию и вернутся пионеры и комсомольцы, может, называться будут по-другому, но они будут уважать друг друга, любить своих родителей и Родину, защищать мир на прекрасной планете Земля, а ельцинские «загогулины» канут в небытие.
А. ТАНКОВ.
почётный строитель России,
ветеран мелиорации Ставрополья.
Ипатово.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 08 ноября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.