9 Сентября — 190 лет со дня рождения Л.Н. Толстого
Личность гения многомерна. В ней каждый может найти именно то, что ищет. Называл же В.И. Ленин Толстого «помещиком, юродствующим во Христе». И он же восхищался им: «Какой матёрый человечище!»
В данной статье мы выделим у Толстого социалистические тенденции, хотя Лев Николаевич никогда и не был социалистом, осуждал их методы борьбы с царизмом, но по своим взглядам тяготел именно к социализму.
Что было главным убеждением Толстого?
Врач семьи Толстых Д.П. Маковицкий был очень хорошим врачом, разносторонне образованным человеком, тонким знатоком музыки и в то же время слыл ярым антисемитом. В евреях он видел только отрицательные черты. Лев Николаевич жарко спорил с ним, говорил: «Для меня согласиться с вами – это всё равно что отречься от главного своего убеждения, что все люди равны» (курсив мой. – Н.Б.).
Увы, и сегодня в общественном сознании эта точка зрения, бывшая для Толстого аксиомой, активно оспаривается. Говорят, что всему бедой – безграмотное мужичьё, пришедшее к власти в 1917 году. Никогда больше «кухаркины дети» не будут управлять страной. Чем не социальный фашизм?
Опережая 1861 год
Да, Толстой был помещиком, что было противно его убеждениям. Ведь все люди равны! Слухи о грядущей отмене крепостного права ходили в народе не одно десятилетие. Зная о них, Лев Николаевич в своём имении уже в конце 50-х годов предпринял энергичные меры по освобождению крестьян с землёй.
На общем сходе в 1859 году он объявил, что желающие могут свободно отделиться от барина и в дальнейшем вести своё хозяйство совершенно самостоятельно. И потерпел сокрушительное поражение. Даже бургомистр высказался против этой меры, за что получил от барина оплеуху. Толстой не верил, что тот не понимает всей выгодности меры, которую он предлагает крестьянам. Вот и сдали нервы. Правда, потом Толстой дал бургомистру три рубля в качестве компенсации за физический аргумент, но крестьяне всё равно говорили одно: «Барин, что мы тебе сделали плохого? Мы же у тебя живём, как у Христа за пазухой…»
Подлинный же мотив отказа от свободы заключался в том, что крестьяне не верили в принципе, что барин может что-то хорошее сделать для них, даже такой уважаемый и почитаемый, как Толстой. Точно так же в наши дни народ не верит, что власть может осуществить какие-то реформы именно в его интересах, даже если её возглавляет В. Путин.
Революция – это хорошо
Как уже было сказано, Толстой осуждал социалистов главным образом за насильственные методы борьбы с царизмом. Ведь писатель проповедовал теорию непротивления злу насилием.
Но вот любопытный факт. В 1910 году произошла революция в Португалии. Эта страна из монархии стала республикой. Как же Лев Николаевич воспринял это событие? Он сказал: «Да, разумеется, это радостно… Радостно, всётаки есть движение… Нужна революция, чтобы уничтожилась эта глупость, чтоб не сидел король без всякой надобности!» Но если король – глупость на троне, то неужто власть царя – мудрость?
Обличитель самодержавия
Л. Н. Толстой не любил газеты и даже называл их «умственной барделью». Но в годы первой русской революции он понял, что одними толстыми книгами народу помочь нельзя. И он начинает активно заниматься публицистикой. Его статьи «Три дня в деревне», «Так жить нельзя» и многие другие вызвали гнев царизма, священников и жаркое одобрение в демократических кругах.
За Толстым была усилена полицейская слежка. Его переписка подвергалась перлюстрации. За знакомство с Толстым, переписку с ним, хранение его писем и статей могли последовать самые жёсткие меры, вплоть до арестов и ссылок. Например, оказался в ссылке Н.Н. Гусев – секретарь Толстого. За хранение произведений Толстого был отдан под суд П.И. Бирюков, служивший в отделе народного образования Костромской губернии.
Ещё приведу пример. Как-то два батальона солдат расположились на отдых недалеко от Ясной Поляны. Командиры предупредили, чтобы никто из солдат не смел ходить к Толстому. Втолковывали: «Это враг правительства и православия». Несмотря на это трое солдат всё же рискнули посетить великого писателя (хотя и не встретились с ним), за что и были приговорены к трём месяцам ареста.
Толстой выступал против общественного строя, считал, что его невозможно улучшить, не разрушив всех его основ. Он также выступал против веры в бога (его нужно осознавать в себе самом!), против ложной религии и церкви. Поразительное мужество! Его и сегодня священники не признают, дескать, писатель сам отпал от церкви.
И кто после этого скажет, что Толстой не был революционером?
Вселенная Толстого
Толстой был подлинным демократом, а социализм без демократии немыслим. Каждый день к нему приходили люди – в одиночку и целыми делегациями. Откуда только к нему не приезжали, даже из Японии. Какие только люди к нему не обращались – школьники и академики, революционеры и монархисты, верующие и атеисты, его сторонники и ярые ненавистники, здравомыслящие и полоумные.
Явился как-то в Ясную Поляну старик, пришедший пешком из Швеции – босой, полуодетый, психически проблемный. Говорил, что пришёл из пространства. «А куда идёшь?» – спрашивали его. «В пространство».
Но ведь знали же о Толстом даже в Швеции, и пришёл человек к нему!
Не будет преувеличением сказать, что вокруг писателя вращалась целая вселенная людей. И мало кому Лев Николаевич отказывал в своём внимании. Всем помогал чем мог: советами, книгами и даже деньгами, если видел, что человек в них действительно нуждается. Редко кто уходил от Толстого в разочаровании. Есть ли подобные примеры сегодня?
В беседке, где обычно ожидали встречи с писателем ходоки, некоторые из них оставляли записи на ограде. Среди них была и такая: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь и воздайте поклоны гению».
Что убило Толстого
Лев Николаевич тяготился богатством, знатностью, известностью. О себе говорил: «…Я положительно такой же человек, как и все, со всеми человеческими слабостями!» Его донимали угрызения совести, что он живёт не собственным трудом. И потому косил, пахал, учительствовал. Никто не должен барствовать! Многие этому не верили, считали, что Толстой юродствует. Тяготит богатство? Откажись… Не нравятся привилегии барина? Откажись… Нельзя же проповедовать одно и поступать противоположно своим убеждениям!
Мало кто верил, что богатство для Толстого – это действительно тяжёлый крест. Очень тяготила его семья – жена, многочисленные дети, которые видели в буржуазном образе жизни абсолютную норму бытия и не понимали страданий и требований отца.
В конце жизни обстановка в семье писателя особенно обострилась: возникли две группировки, которые враждовали между собой в борьбе за право обладать его писательским наследством.
В.В. Булгаков – секретарь Л.Н. Толстого — в своей книге «Л.Н. Толстой в последний год жизни» так описывает причину его ухода из Ясной Поляны: «…Слишком тяжело было Льву Николаевичу жить среди семейных дрязг, среди ожесточённой борьбы между близкими за влияние и за рукописи и потом с постоянным мучительным сознанием несоответствия его внешнего положения с исповедуемыми им о любви к трудовому народу, о равенстве, простоте, об отказе от роскоши и привилегий».
Он даже не ушёл, а просто-таки сбежал из собственного дома, что, конечно, ускорило его смерть. Он убежал от того, к чему сегодня упорно стремится российский обыватель.
Читайте Толстого, просветляет.
У. СЛЮСАРЕВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 06 сентября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.
Быть гением — всегда тяжело…
Рука с пером подобна руке с плугом, как говорил Артюр Рембо автор «Пьяного корабля», гений фр. поэзии.
Спасибо за статью! Вся Латиноамериканская поэзия и проза возникла благодаря Льву Николаевичу. Вансеремос!