Несомненное и, возможно, единственное украшение российских праздников – длинных новогодних, майских – старые советские кинофильмы, которые почти наизусть знают не только представители старших поколений, но и молодёжь. Тем не менее эти фильмы хочется смотреть вновь и вновь. Почему?
Самый простой ответ на этот вопрос на устах у всех: а что же ещё смотреть? Действительно, смотреть новое кино, пожалуй, могут только киноакадемики, да и то по служебной обязанности: нужно же кому-то раздавать положенные кинопремии! Массовый кинозритель даже лучшие современные кинофильмы более одного раза смотреть не хочет, а точнее – не может, потому как тошнит. Разве что с попкорном только…
Почему старые фильмы повторно смотрятся, а новые никак? Образный ответ заключается в том, что от них исходят разные ароматы: советские фильмы пахнут фиалкой, весной на Заречной улице или просто весной – утром жизни, а от российских фильмов так и несёт трупным запахом давно минувших веков. Проще говоря, советские фильмы – о жизни, российские – о смерти.
Но такому образному ответу не помешает и более детальная аргументация, чем же старое кино отличается от нового.
Во-первых, в любом советском фильме всегда содержится более или менее выраженная, но возвышенная идея. «Чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться заложенный в основу творческой концепции идеал», – утверждал А. Тарковский.
Российские фильмы напрочь оторваны от каких-то жизнеутверждающих идей и потому представляют собой не что иное, как мещанские побрякушки. На смену идейным пришли сугубо безыдейные киноподелки, к тому же, изготовленные по голливудским штампам.
Новое российское кино – не русское, потому что русский человек во всём пытается добраться до смысла. И уж тем более не привлекут зрителя фильмы с антирусским или антисоветским смыслом. Такие, например, как «Адмирал». Сколько было до него в России сторонников Колчака? А теперь сколько стало? Разве такое кино способствует укреплению духа нашего народа?
Во-вторых, советские фильмы являются подлинными произведениями искусства, а российские – поделки натуралистического характера, не имеющие никакого отношения к искусству. Чем ближе к жизни, тем дальше от искусства. Пусть это утверждение не шокирует читателя. Можно сделать точную копию головы, например, Петра I, но разве эта копия станет произведением искусства? Максимум, на что тянут российские фильмы, – на бизнес-проекты, во имя денег они и создаются.
…А между тем по-прежнему самым кассовым фильмом остаётся советская кинолента «Война и мир», хотя его создатели о деньгах наверняка думали меньше всего.
В-третьих, советские фильмы повествуют о жизни простых людей, превращая их в героев. В них свинарка и пастух, тракторист, шахтёр, учитель и монтажник предстают такими же творцами человеческой красоты, как поэт, композитор или художник. Потому-то они и смотрятся, что в них человек узнаёт себя, товарища, соседа. Кто же откажется смотреть кино о себе?
Российские фильмы или лишены героики вообще, или их «героями» становятся богачи, уголовники, мистики, дурики или чудики разных пошибов.
В-четвёртых, советские фильмы были обращены к чувствам людей. Лучшие из них вызывали самые глубокие и самые возвышенные переживания. Для примера можно сослаться на незаслуженно забытый фильм «Иди и смотри».
Российские фильмы обращены к глазам людей, в них особое внимание отводится спецэффектам, которые русским человеком никогда не ценились как искусство. Из нынешнего киноискусства оказалось изъятым чувство. Так, например, во всех сериях кинофильма «Семнадцать мгновений весны» отснято лишь два эпизода убийства. В российском же кино в течение одного часа днём по любому ТВ-каналу показывают 7-8 убийств и бесконечную череду выпивок. Вечером накал страстей крепчает: пьянки, драки, секс.
До переживаний ли тут? А если жизнь человека в кино превращается в ничто, это, разумеется, меняет и самого человека. Наши киношники совершенно забыли, что человек является не столько творением природы и общества, сколько произведением искусства того или иного качества. Каково кино, таковы и люди. Это вовсе не преувеличение. По утверждению некоторых мыслителей, искусство не только самоценно, но и первично по отношению к жизни. Увы, современное кино опускает и опустошает человека. Оно превратилось во внутреннего духовного врага нашего народа – не возвышает, а растлевает людей.
В-пятых, советские фильмы были обращены к лучшему в человеке и стремились сформировать у людей именно лучшие человеческие качества. Доказывать это нет никакой необходимости.
Ленты последних лет несут в себе энергетику антисоветизма, язвительной иронии, мстительности, злорадства, атаки на традиционные семейные ценности. Пропагандируют подрывающий здоровье образ жизни. В лучшем случае они просто никчемны. «Чем больше таких сериалов, тем ниже опускается наш зритель», – признаёт актёр Леонид Каневский. Но это не мешает ему зарабатывать деньги на криминале советской поры.
Советские кинофильмы превосходят современные с любой точки зрения. Ушла великая идея, ушло и великое кино, пропали и великие таланты, а новые не появляются. Сегодняшние «кинозвёзды», по словам Фаины Раневской, занимаются тем, что «плюют в вечность».
***
Я очень люблю советские фильмы. И дело не только в ностальгии. Что меня в них восхищает? Лица – открытые, светлые изнутри, чистые, может, и наивные, но это именно лица людей, которые живут, мечтают, созидают, страдают, любят.
Лица же героев современного кино – маски, которые идут зарабатывать, есть, пить, спать, воровать или убивать. Разные эпохи, разное кино, разные типажи людей.
«О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком – ещё слишком долго будет привлекать человека на Земле…», писал Ф.М. Достоевский. А ведь в советское время нам казалось, что эти «ценности» в жизни людей уже давно преодолены. Но нет, современный кинематограф, призванный возвышать человека, вновь и вновь тычет людям в физиономию образы и слова – сволочи вы.
Напомним, что кинофильм «Сволочи» в своё время победил на конкурсе сразу в трёх номинациях – за самую зрелищную сцену, за актёрский «прорыв года», он же победил в конкурсе детских симпатий.
А что вы хотите?
Ведь детское кино, возникшее ещё в 1918 году, умерло вообще… Хотите дать оценку эпохе? Посмотрите её кинофильмы. Аромат кино – это и аромат эпохи.
Н.Ф. ФЕДОСЕЕВ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 августа 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.