Прошло более десяти лет с момента введения нового Жилищного кодекса. Помнится, как радужно всё начиналось!
Стали активно нарождаться жилищные управляющие компании, которые воспринимались как настоящие профессиональные структуры, о чём славословили чиновники всех уровней. Собственников жилья обнадёживали почти ежегодно принимаемые правительством РФ постановления по совершенствованию деятельности жилищно-коммунальной сферы в интересах народа.
Казалось, радоваться бы только всему, но увы! На деле в этой важной сфере улучшений по существу не произошло. Надежды на эффективную практическую работу жилищных управляющих компаний не оправдались.
Ярким примером пренебрежительного отношения не только к российским законам, но и к договорным обязательствам перед собственниками жилья может служить деятельность ООО «Жилищная управляющая компания № 5» Октябрьского района города Ставрополя. В сферу обслуживания этой УК входили многоквартирные дома, расположенные на пр. К. Маркса, 6, и ул. Дзержинского, 211. Компанию возглавляет А. Ц. Едигарян, главным инженером является И. В. Боброва, а экономистом К. А. Барышникова.
Трудно сказать, что руководители этой управляющей компании обладают достойными человеческими и профессиональными качествами, поскольку они не обременяют себя выполнением в полном объёме договорных обязательств по предоставлению услуг собственникам жилья, упорно уклоняются от придания прозрачности своей работе, допускают приписки в актах выполненных услуг. В этой УК не считают обязательной подпись председателя совета дома под актами выполненных работ, не дают расшифровки использования средств, состоящих из платежей собственников жилья. По этой причине, например, по дому на улице Дзержинского, 211, в котором живу и я, из суммы 36 тысяч рублей ежегодно около 10 тысяч рублей используется, как правило, без согласования с собственниками жилья и не по назначению.
Просьбы председателя домового совета А. Е. Приходько обсудить отчёт о работе УК на собраниях собственников жилья руководством компании игнорируются. А управляющий Едигарян встречаться с представителями домового комитета для рассмотрения неотложных вопросов не желает.
К великому сожалению, плохая работа жилищной управляющей компании № 5 не получила соответствующей оценки со стороны главы администрации Октябрьского района И. А. Серова. Дело в том, что чиновник всячески избегает встречи с председателем домового совета А. Е. Приходько, несмотря на его неоднократные просьбы.
Видимо, безнаказанность в сочетании с попустительством сверху в отношении А. Ц. Едигаряна и позволяет ему самовольничать, бесконечно повышать плату за предоставляемые услуги, рассчитывая её на глазок, без учёта реальных показателей и без объяснений. Особенно рельефно это выражается в плате на общедомовые нужды (ОДН), какими являются холодное водоснабжение и водоотведение, отопление и электроснабжение. Так, в платёжках за январь 2015 года плата на ОДН повысилась соответственно на 26%, 11% и 27%. Даже оплата за вывоз ТБО увеличилась на 27,5%.
Ещё хуже строились взаимоотношения УК с собственниками квартир в доме по пр. К. Маркса, 6, в котором проживают около 180 человек. По убеждению собственников квартир в этом доме, активистов Ю. Г. Казакова и В. М. Кирикова, руководители этой компании заражены неумолимым стремлением обвести собственников жилья вокруг пальца. В конечном счёте такое противостояние при формальном подходе к рассмотрению возникающих вопросов привело к разрыву отношений собственников квартир этого дома с данной управляющей компанией.
При условии, когда управляющие компании по существу не реагируют на обоснованные претензии собственников жилья и не выполняют договорные обязательства, рассчитывать на оздоровление их деятельности при помощи формального лицензирования вряд ли можно. Полезной, на мой взгляд, в этом важном деле станет обязательная проверка на честность руководителей управляющих компаний с помощью полиграфа, о чём недавно говорил губернатор края В. В. Владимиров. Если же и это не поможет, стоит последовать примеру ряда регионов страны, в которых власть ликвидировала эти частные компании и все вопросы, связанные с предоставлением услуг собственникам жилья, передала жилищно-коммунальным организациям муниципалитетов. Причём эта сфера деятельности находится там под жёстким контролем как органов местного самоуправления, так и наиболее активных и профессионально подготовленных собственников.
Н. Т. ПОРОТОВ.
Ставрополь.
Статья в электронной версии газеты «Родина» № 7 (1061) от 26 февраля 2015 года.