В буржуазном обществе, мещанском по своей сути, этот вопрос, вынесенный в заголовок, задавать бесполезно. Он неактуален, здесь люди живут сами по себе, словно животные. Их менее всего интересуют общие вопросы бытия.
Иное дело вопросы еды, питья, пола, здоровья, развлечений и т.д. Передача о пользе или вреде той же яичницы вызовет гораздо больший интерес, чем какие-то споры, например, между антропоцентристами и космоцентристами.
Но ведь Россия тоже буржуазная страна! Нет, с Россией всё сложнее. Россия – страна постсоветская. В ней сильны не только буржуазные, но и социалистические настроения. Постоянное сравнение жизни при капитализме и социализме является предметом частых дискуссий даже в кругу молодых людей. И потому вопрос об определении эпохи, которая выпала на долю нынешнего поколения россиян, не является таким уж праздным.
Что же такое эпоха? Это, как говорится почти во всех словарях, — длительный период, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. В истории период, «меньший, чем эра»; например, эпоха Возрождения.
В марксизме-ленинизме выделяются несколько общественно-экономических формаций, которые часто также называются эпохами: первобытного общества, рабовладения, феодализма, капитализма, наконец, коммунизма, первой фазой которого является социализм.
Карл Маркс жил в эпоху капитализма. Он описал главные черты этой эпохи следующим образом: «Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других».
В.И. Ленин также жил в буржуазную эпоху, которую называл эпохой штыка, т.е. эпохой войн. И ведь верно, только штык заменили бомбами. Едва Россия вернулась на путь капитализма, как тут же заполыхала чуть ли не со всех сторон, а ныне уже нередко под ударами оказываются даже центральные области России. Мы, коммунисты, не злорадствуем, потому что сами страдаем. Но предупреждали. Твердили, что капитализм – это война…
Исходя из фактов развития революционного процесса в мире, XXII съезд КПСС определил современную эпоху как переходную от капитализма к социализму. Этот вывод получил полное подтверждение в Программе КПРФ, в которой сказано: «Несмотря на временные отступления революционного движения современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму».
В свете сказанного возникает вопрос о целесообразности обсуждения этой темы вообще. Мы живём в переходную от капитализма к социализму эпоху. Но устраивает ли нас, коммунистов, этот вывод сегодня? На наш взгляд, он нуждается в существенной коррекции по ряду причин.
Во-первых, никто не может сказать даже приблизительно, сколько будет продолжаться этот переход. Его началом логично считать 1848 год –публикация «Манифеста Коммунистической партии», т.е. возникновение коммунизма в умах и деяниях людей.
В 2048 году исполнится лишь 200 лет начала перехода от капитализма к социализму. Но конца этому процессу не видно. Капитализм остаётся господствующей на планете общественно-экономической формацией. Более того, после поражения первой попытки построения социализма в большинстве социалистических стран его границы снова расширились.
Следовательно, эпоху перехода от капитализма к социализму ввиду её непредсказуемой длительности и сложности правильнее называть не эпохой, а эрой. Эра – охват нескольких поколений, а эпоха охватывает, по логике исторических событий, не более одного-двух поколений людей.
Во-вторых, вывод о переходе от капитализма к социализму является верным в рамках эры, а в рамках эпохи является явно поспешным. Но о грядущей его неизбежности стоило заявить.
Эпоха – период радикальных изменений во взглядах людей. Меняются ли взгляды на капитализм и социализм? Быть может, по закону маятника, мы переживаем эпоху обратного движения – от социализма к капитализму, поскольку на житейском уровне многие увидели, что социализм – не тот идеал, к которому они стремились?
Такую позицию обывательского большинства высмеял ещё В.В. Маяковский в сатирической пьесе «Клоп», создав образ «бывшего рабочего, бывшего партийца» Ивана Присыпкина, разочарованно воскликнувшего: «За что боролись? Зачем старались? Ведь работать же я и до революции мог!».
Да, переходный период в любой сфере несёт трудности и издержки, тем более – переход от одного общественного строя к другому. И не все оказались готовыми к таким трудностям. Убеждённым коммунистам, совершавшим поистине подвиг самопожертвования во имя будущего, как когда-то восставшие рабы в Риме, как революционеры всех времён, противостояла огромная масса обывателей, которым хотелось жить беспечно, не думая о том, что будет с детьми, со страной и миром завтра.
Буржуазной пропагандой продавливалось мнение, что лучше капитализма ничего придумать невозможно. В сущности, капитализм, как утверждают многие западные учёные, и есть конец истории.
Таким образом, в эру перехода от капитализма к социализму очень вероятна (и мы её наблюдаем) эпоха обратного перехода от социализма к капитализму как один из этапов неизбежных перемен.
В-третьих, вывод о том, что мир движется от капитализма к социализму, имеет слабую мотивационную составляющую. Ведь социализм предстаёт в качестве отдалённой цели, а дальние цели не могут быть сильными мотивами. Между тем каждому партийцу хотелось бы знать, что можно и нужно делать здесь и сейчас.
Именно по этим названным причинам, по нашему мнению, и назрела необходимость коррекции определения и характеристики современной эпохи.
В ней можно проследить два взаимосвязанных этапа.
Первый этап – максимальной популярности капитализма и минимальной популярности социализма вплоть до его полной дискредитации. Можно чётко выделить временные рамки этого периода – с середины 80-х годов прошлого века до начала нулевых годов. Это был период нарастания и пика популярности идей капитализма и одновременного пика непопулярности идей социализма. Это был относительно мирный период, тем не менее полный драматизма и трагизма. Тот, кто его пережил, но остался верен идеям социализма, наверняка назовёт его худшим в своей биографии.
Ну уж были годы! Была ликвидирована шестая статья Конституции СССР о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии. КПСС утратила влияние на общество, а потом и вообще прекратила своё существование. Слово «коммунист» превратилось в ругательное «коммуняка», наиболее стойкие товарищи подвергались остракизму, иные, не выдержав крушения своих идеалов (Ю. Друнина и др.), добровольно уходили из жизни.
Были разрушены социалистический лагерь, СЭВ, Варшавский договор, рухнул под ударами сепаратизма и национализма Советский Союз, бывшие друзья стали врагами. На международной арене торжествовал американизм.
В духовной сфере высмеивание идей социализма и его символов превратилось в норму и в забаву антикоммунистов. Восхваление частной собственности и рынка приняло аксиоматичный характер.
И – ни лучика просвета, ни слова надежды, тьма и мгла «правды капитализма» накрыли всё географическое и духовное пространство бывшего СССР и всего социалистического лагеря.
Разрушение Советского Союза для западной мысли стало аргументом для доказательства слабости социализма, демонстрации огромных потенциалов капитала. Более того, эти две системы противопоставлялись: одна — социалистическая как искусственная и потому нестойкая и нежизнеспособная, другая — буржуазная, естественная, а потому правильная и стабильная. Спешно перестраивалась вся духовная жизнь общества. Изменялись учебные программы, пересматривались фонды библиотек, менялся репертуар учреждений культуры.
Автор этих строк в те годы был преподавателем марксизма-ленинизма в Пермском высшем военном училище Ракетных войск стратегического назначения. И был поражён антикоммунизмом в сознании курсантов и многих офицеров, но не сдавался, и это вызывало ещё большую агрессию со стороны вчерашних товарищей.
Казалось, что всё кончено для социализма, всё было зря… Но крот истории роет, как говорил К. Маркс. Конечно, страны капитализма могут изменить ход истории, замедлить его, частично увести в сторону, но остановить поступательное движение истории они не в силах.
Второй этап — минимальной популярности капитализма вплоть до его самоопровержения и максимальной популярности социализма.
Ничто не предвещало туч на небосклоне капитализма, но они всё же стали сгущаться, потому что историю – повторим — не остановить. Знаковые события этого периода – мюнхенская речь В.В. Путина, пятидневная русско-грузинская война 2008 года, государственный переворот на Украине 2014 года, бегство США из Афганистана в 2020-21 гг., попытки свержения А.Г. Лукашенко в 2020 году, начало специальной военной операции России 24 февраля 2022 года, развитие этой операции до настоящего времени. Сюда же нужно добавить штурм конгресса США в январе 2021 года. Оказалось, что и в самой Америке проблем выше самого Капитолия.
Вдруг вскрылось, как нарыв, что капитализм – чудовищный исторический импотент. Это старик, который ничего не может и который судорожно цепляется за остатки своей былой монополии. Он тупо не признаёт своей обречённости на историческое небытие.
Вдруг бесперспективность капитализма стали признавать сами капиталисты (пример Римского клуба), и даже президент В. Путин сказал, что нынешняя модель капитализма является тупиковой.
Главный минус капитализма в том, что он не способен к социальному, нравственному и духовному прогрессу, а его способность к прогрессу техническому создаёт лишь новые опасности для выживания человечества. За свою многовековую историю он не решил ни одной общечеловеческой проблемы и лишь спровоцировал и вызвал к жизни уйму новых.
Уже в самом начале XXI века капитализм поставил под угрозу само существование человека в качестве биологического вида. Его чудовищные вмешательства в семейные отношения, отношения между полами, в генетику, воспитание людей путём переформатирования их сознания по заданным параметрам, его идея золотого миллиарда и борьбы с перенаселением планеты Земля свидетельствуют, кажется, о выживании капитализма из ума. А почему нет? Всё, что не развивается, неизбежно деградирует. При этом ничуть не меняются базовые ориентиры на частную собственность, конкуренцию и индивидуализм.
Совершенно несовместимые с идеалами космического будущего человечества и его будущего вообще проповедников капитализма, кажется, совершенно не интересуют. Капитализм не имеет образа будущего, не видит его, потому что он и сам не имеет будущего.
Особенно отвратителен его образ в свете военных действий России на Украине. Для Запада эта война – всего лишь бизнес, продолжение прежней исторической политики завоевания Востока. В то время когда Россия ведёт войну на сбережение украинского народа, Запад «пустил под нож» ошалевшее от обманов 40-миллионное население Украины. И никого ему не жаль.
Конечно, Запад понимает, что объединённых Россию и Украину ему не победить никогда, и потому пытается расправиться со славянами по частям. Однако не будет славян — найдутся другие народы-кандидаты на уничтожение. Они есть всегда, пусть это будут даже самые родственные нации. Напомним забытое определение капитализма, которое давал В.И. Ленин, называя его ужасом без конца. Запад даже украинский фашизм называет демократией. Нет, он – не слеп, он сам – фашизм. И это становится всё очевиднее другим народам земного шара.
С другой стороны, вопреки драме Советского Союза социализм всё же выстоял, и ничто не предвещает его заката. Исторически социализм доказал, что все страны, которые переходили на социалистический путь развития начиная с России, непременно совершали громадный исторический рывок в своём развитии, прорывы из средневековья буквально в будущее.
И, напротив, отказ от социализма приводил и приводит к противоположным результатам. Люди возвращаются фактически в XV век.
Говорят, что возврат назад — хорошо, необходимо-де естественное развитие народов. А революционного развития разве не бывает? Советская власть преподнесла убедительные примеры быстрой гуманизации даже самых отсталых народов. Она дала им образование, принесла им культуру, открыла дорогу в космос и разъяснила перспективы жизни в условиях коммунизма, который всегда представлял собой самую сокровенную мечту как любого народа, так и всего человечества. Бревном на пути к социализму лежит капитализм.
Но дело российского социализма XX века не пропадёт.
Сегодня все устали жить в условиях неопределённости без представлений о своём будущем, будущем России. Но оно чётко обозначилось. Необходимо понимать, что Россия уже вступила в новую эпоху – окончательного крушения идей капитализма и возрождения (ренессанса) идей социализма, которым принадлежит будущее. С окончанием этой эпохи начнётся уже следующая – триумфального шествия социализма по странам и континентам земного шара.
Что даёт коммунистам предложенное нами понимание переживаемой эпохи? Вектор пропагандистской и просветительской деятельности партийных организаций. С одной стороны, необходимо усилить разоблачение реакционной и антигуманной сущности капитализма, а с другой — делать всё для очищения идей социализма от клеветнических искажений и извращений. Нужно показывать и доказывать, что опыт советского социализма является уникальным и спасительным для всего человечества.
Задачи простые, и, казалось бы, очевидные, но не будем обольщаться. Хаос всё ещё царит в сознании многих людей, даже получивших высшее советское образование.
Николай БОНДАРЕНКО,
Вера ЛЕНКИНА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 февраля 2023 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.