Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку — каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский.
Большинство людей старшего поколения смотрели, конечно, замечательный художественный фильм «Служили два товарища», вышедший на киноэкраны СССР в 1968 году. Снимали его к юбилею Перекопской битвы. После этой операции в годы Гражданской войны Красная Армия освободила Крым от войск белого генерала Врангеля. Режиссёр картины Евгений Карелов читал мемуары участников этой битвы, по реальным историям Юлий Дунский и Валерий Фрид написали сценарий для фильма. В работе сценаристам помог отец Фрида: в годы Гражданской войны он тоже служил на фронте, был медиком. Валерий Фрид в фильме сыграл доктора, по сути — своего отца.
Несмотря на трагический финал (герой фильма красноармеец Андрей Некрасов, сыгранный Олегом Янковским, был застрелен белогвардейским офицером) фильм заканчивается оптимистично и символично: кадрами бегущей детворы рядом со вступающими в город частями Красной Армии, означающими победу и конец Гражданской войны.
Перед самым финалом мы видим картину и личной трагедии белогвардейца (В. Высоцкий), убившего Некрасова. Он садится на пароход, покидавший навсегда крымский берег его страны, но, поняв бессмысленность ситуации, в которую попал, кончает жизнь самоубийством.
Но мало кого тогда эта сцена могла взволновать — симпатии зрителей, конечно же, были вполне закономерно на стороне героев-красноармейцев, а не их врагов. Им, и только им — победителям — по праву предназначалась добрая память благодарных потомков, вселяющая в их души жизнеутверждающую энергию.
Однако сейчас уже иные фильмы приходят на современные экраны, жизнеутверждающее начало которых отнюдь не столь очевидно. Скорее, наоборот, их цель — посеять сомнения в душах нового поколения в правильности выбора их дедов и отцов, пробудить ростки ненависти ко всему отеческому и чувство зависти к тем, кто устроился жить за рубежом.
К таким, например, принадлежит и так называемый «документальный» фильм «Два памятника одной трагедии», для сценария которого послужила пропагандистская брошюра — боевой листок ОСВАГа под названием «Большевики в Ставрополе». Как водится в таких случаях, авторы постарались в нём собрать как можно побольше сцен зверств, якобы чинившихся большевиками, представлявшими Советскую власть. Но заканчивается фильм почему-то документальным фото зверски казнённого на виселице «красного палача» Ашихина атаманом Шкуро.
А вот документальных свидетельств казней, творимых якобы страшным палачом Ашихиным, авторы так и не смогли привести несмотря на очевидные старания. Самого же полковника Шкуро, которого авторы называ ют героем, а не палачом, виселица прождала ещё долгих 28 лет, и лишь в январе 1947 года приговор советского суда над ним и его подельниками был приведён в исполнение в Москве.
Через 20 лет к выходу фильма «Служили два товарища» о нём никто и не вспомнил. Однако очевидно, что фильм «Два памятника одной трагедии» решает чисто пропагандистскую задачу — воскресить память о былых «героях борьбы с большевизмом».
Заканчивается он, как и следовало ожидать, лицемерными пафосными словами антикоммунистической пропаганды: «Спустя многие годы имя палача Ашихина остаётся символом верности коммунистическим идеалам. Только недавно стараниями неравнодушных людей события офицерского восстания для меня, ставропольца в третьем поколении, открыли
ряд имён достойнейших наших земляков — офицеров и патриотов, людей чести и долга, людей большого личного мужества. Их достойные имена увековечены на скромном могильном памятнике. И сегодня как напоминание, как предостережение для всех живущих установлены эти два памятника».
Оставим за скобками то обстоятельство, что такие «старания неравнодушных людей», как правило, нынче хорошо вознаграждаются всевозможными грантами и премиями, и постараемся понять, о чём могут напоминать и предостерегать эти два памятника.
Если памятник, установленный полвека назад в честь солдата-будённовца, понятно о чём напоминает и от чего предостерегает, то вот с новым сегодняшним памятником «офицерам антибольшевистского восстания» — не совсем.
Три поколения — это 60 лет. 60 лет тому назад наши симпатии, да чего греха таить, скорее всего, и авторов нового фильма, безусловно, были на стороне Красной Армии, о чём и свидетельствует установка первого памятника, а всякие вылазки против законной власти всяких там офицеров мы называли не восстаниями, а попытками военных переворотов. Конечно же, и сейчас во всём мире вряд ли кому придёт в голову ставить памятники генералу Франко в Испании, Пиночету в Чили или «чёрным полковникам» в Греции, потому что ничего кроме жестокой военной диктатуры их «восстания» народам не принесли. В связи с чем возникает вопрос: почему же именно в Ставрополе решили отличиться и поставить памятник «антибольшевистскому восстанию офицеров», точнее, если называть вещи своими именами, кровавой попытке военного переворота власти в советской Ставропольской губернии? И почему так запоздало? Чтобы порадовать в очередной раз русофобов?
Дескать, жил сто лет глупый русский народ, добровольно сменивший татаро-монгольское иго на большевистское, и только теперь прозрел и понял, что памятники-то, оказывается, не тем ставил. Надо было бы ставить памятники не героям Гражданской войны, а «борцам с большевизмом». Однако полковнику Ртищеву, главарю так называемого «восстания», никто не мешал сделать такой же выбор, какой сделал, к примеру, полковник Б. Шапошников, ставший впоследствии маршалом Красной Армии и чьё имя теперь носит боевой корабль Тихоокеанского флота, а также тысячи других офицеров бывшей царской армии, не нарушивших воинскую присягу Отечеству и поступивших на службу в РККА. Гражданская война сделала этих офицеров смертельными врагами.
Но, следуя логике авторов пропагандистского фильма, необходимо позаботиться о том, чтобы на флоте был еще корабль и с именем полковника Ртищева.
Но ещё в 1926 году поэт Владимир Маяковский в своём стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» предположил, что памятник должен обязательно нести некую идею, вдохновляющую потомков на созидание. Помните?
В коммунизм из книжки верят средне.
«Мало ли, что можно
в книжке намолоть!»
А такое оживит внезапно
«бредни»
и покажет коммунизма естество и плоть.
А что нам покажет памятник участникам антибольшевистского восстания? То же самое, что и ещё более раннее «офицерское восстание» на Юге России под предводительством генерала Л. Корнилова — обречённость антинародных восстаний. Хоть оно было и более удачным, Советской власти не удалось его сразу подавить, но кроме развязывания кровавой Гражданской войны, неисчислимых бедствий и жертв это «восстание» ничего более не смогло принести России.
Выходит, сооружение таких памятников предупреждает лишь об одном — о попытках переписать историю в пользу потерпевших историческое поражение, вытравить из российского народа дух победы, совершить переворот в сознании людей и развязать очередную, уже реваншистскую гражданскую войну. И трагические события на Украине тому лишь подтверждение.
Однако историю повернуть вспять невозможно, и она в конце концов всегда справедливо решит, говоря словами ещё одного советского поэта Роберта Рождественского, — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие.
И не рискуем ли мы, в таком случае возводя памятники офицерам, ставшим палачами своего народа, оскорбить собственную историческую память?
Максим ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 августа 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.