Газета «Родина». «Корабль к бою и походу приготовить!»

С Днём военно-морского флота Российской Федерации!

Так сегодня звучит команда на сотнях кораблей военно-морского флота незадолго до выхода в море. А начиналось всё с ботика Петра I — «дедушки русского флота» , на котором он получил первые морские навыки. Став государем, он организовал строительство больших кораблей.

Флот Петра I стал первым военно-морским флотом России. В те времена России был нужен выход в море и для развития торговли, и для укрепления своего военного и международного положения. Поэтому строительство флота стало первоочередной задачей, решение которой растянулось на всю петровскую эпоху.

На Чёрном море господствовала Османская империя, Балтийское море контролировалось шведским флотом, поэтому война за выход к морю была неизбежна. Чёрное море выглядело более привлекательным, однако первый Азовский поход в 1695 году закончился неудачей именно из-за отсутствия флота.

А 20 октября 1696 года боярская Дума заслушала доклад государя и приняла решение «морским судам быть…». С этой даты и начинается славная, а иногда и трагическая история Российского военно-морского флота.

В 1705 году в Москве открывается Навигацкая школа для подготовки младшего плавсостава.

В 1715 в Петербурге появляется Морская академия для старшего офицерского и командирского состава.

В 1720 году Пётр I издаёт Морской устав Российской империи. Всё собранное в пять томов регламентировало жизнь военно-морского флота.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I начал строительство кораблей на верфи в Воронеже, и с помощью флота удалось взять крепость Азов, сам Пётр на галере «Принципум» лично участвовал в штурме крепости.

В 1697 году за границу отправилось Великое посольство, в котором инкогнито находился и Пётр под именем Петра Михайлова. На голландских верфях он постигал корабельное мастерство.

По-настоящему русский флот начал создаваться после возвращения Петра из Европы. Начали приглашать опытных кораблестроителей, специалистов по военно-морскому делу, закупать корабли.

1 декабря 1699 года стяг с Андреевским крестом был провозглашён в качестве официального флага ВМФ.

С 1703 года начал строиться Санкт-Петербург, который стал ключом от Балтики. В начальный период Северной войны (1700 — 1721 гг.) Пётр убедился, что силами одной армии добиться завоевания побережья Балтийского моря невозможно, для закрепления возможности выхода России к Балтийскому морю нужен был флот, и флот начали строить.

К весне 1714 года почти вся центральная часть Финляндии была занята русскими войсками.

Чтобы окончательно решить вопрос выхода России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту. К концу июня 1714 года часть русского флота, состоявшая из 99 гребных судов — галер и скампавей, — с 15-тысячным десантом под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина сосредоточилась у восточного побережья полуострова Гангут (ныне Ханко) с целью усиления русского гарнизона в Або (100 км западнее п/о Гангут).

Путь русской флотилии преградил шведский флот, состоявший в основном из парусных судов — 15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских кораблей и 9 галер. Апраксин проинформировал Петра I о сложившейся обстановке. Прибывший на театр военных действий Пётр, изучив обстановку и данные разведки, решил дать бой шведскому флоту.

Утром 27 июля 1714 года стояла тихая безветренная погода, шведские парусные корабли утратили способность маневрировать, и тогда русские гребные суда начали атаку. Превосходство шведских кораблей в артиллерии помогло им отразить две атаки русских гребных судов, не давая им подойти для абордажной схватки несмотря на героизм русских моряков. Изменив тактику боя, Пётр, используя низкую осадку гребных судов и ложный манёвр, зашёл в тыл вражеского корабельного строя, после двухчасового боя галерам удалось сцепиться со шведскими судами для абордажной схватки, а после захвата флагмана шведского флота «Элефант» оставшаяся часть шведского флота сдалась во главе с адмиралом.

Успех Гангутского сражения был обусловлен правильно выбранной тактикой боя, решительностью действий и высокими морально-боевыми качествами русских матросов и офицеров.

Для России это была первая крупная морская победа в Северной войне, своего рода морская Полтава, поэтому её так ценил Пётр. Именно после Гангута Россию стали воспринимать как морскую державу.

Эта победа имела большой политический резонанс в Европе, особенно в Англии и Голландии, они не ожидали разгрома шведов.

По указу Петра каждый год 27 июля надлежало отмечать день победы у Гангута, фактически этот праздник и стал предтечей современного Дня Военно-морского флота, отмечаемого в последнее воскресенье июля.

В ходе Северной войны определились основные задачи флота, перечень которых остаётся практически неизменным до наших дней, а именно: борьба против ВМС противника, оборона своего побережья, патрулирование морских коммуникаций, высадка десанта и др.

Создание регулярного военного флота в России — историческая закономерность, она была обусловлена настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической, торговой и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII — XVIII веков главным препятствием для экономического и социально-политического развития России.

Пётр I сыграл свою роль в создании Российского флота, став его фактическим основателем, оставив решение других задач на откуп потомкам и истории.

А.Н. БУШЕНЁВ,

участник дальнего похода советских военных кораблей из Кронштадта в Средиземное море.

Фото из личного архива автора.

Это письмо в PDF-версии газеты «Родина» от 28 июля  2022 на сайте ЦК КПРФа также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.