Газета «Родина». Трагедия самодержца

Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве утверждал, что без прошлого нет настоящего, и вкладывал исторические сюжеты в большинство своих крупных произведений. Он органически сочетал тему народа и власти, считая: «Уважение к именам, освящённым славою, не есть подлость… но первый признак ума просвещённого».

Часто обращался к теме власти. Писал о временах,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Он говорил о величии царствования Екатерины II, волей которой и мужеством её полководцев были обретены Крым и другие новые территории, защищены западные и южные границы империи, развились наука и культура. В то же время был ужесточён гнёт крепостного права, что привело к самому крупному за всю историю России крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва.

Поэт осуждал Александра I за то, что он был больше озабочен личной славой и авторитетом за рубежом, чем делами государства, которые полностью перепоручил деспотичному и жестокому графу Аракчееву. Слабовольный Александр старался не замечать недовольства народа — победителя полчищ Наполеона — положением крепостных и закрывал глаза на назревавший дворянский бунт будущих декабристов.

Однако истинным врагом гения был император Николай I, который взял на себя роль личного цензора поэта. Так, 22 ноября 1826 года Пушкин получил письмо Бенкендорфа с напоминанием о том, что до прохождения цензуры Николая I поэт не имеет права ни читать в обществе, ни публиковать свои новые произведения. Вот в таких условиях царской цензуры — настоящей удавки — Пушкин продолжал творить свои бессмертные произведения.

Находясь в ссылке в селе Михайловском «вдали охлаждающего света» в 1824-1825 годах, поэт пишет народную драму «Борис Годунов», которая стала вершиной его драматургического творчества. Пушкин предвидел трудную судьбу своей народной драмы. Впервые она была опубликована в 1831 году с цензурными сокращениями. И на сцене при жизни Александра Сергеевича не могла быть поставлена. Впервые с сокращениями и изъятиями «Борис Годунов» был представлен публике 17 сентября 1870 года на сцене Мариинского театра.

Царствование царя Бориса с 1598 по 1605 годы было омрачено народным слухом об убийстве младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия якобы по приказу Годунова, что исторически не подтверждено. Но запрос в русском обществе на честность и справедливость, на святость и непогрешимость верховной власти был всегда велик. И Борис Годунов при всех его заслугах перед государством, обширных знаниях, могучей воле и огромном опыте управления государством в годы царствования Фёдора Иоанновича так и не обрёл полного доверия подданных. Все помнили версию об убийстве маленького царевича.

Однако со смертью царя Фёдора Иоанновича в государстве не было более зрелого и твёрдого во власти мужа, чем Годунов. А народ больше всего боится безвластия. Собравшиеся на Красной площади жители Москвы переговаривались между собой: «Его страшит сияние престола», «О, боже мой, кто будет нами править? О, горе нам!». По воле духовенства и народа Борис принимает власть. И вот мы слышим его монолог-признание:

…Достиг я высшей власти.

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе…

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет.

Годунов проявлял истинную заботу о народе — во время голода открыл житницы, «рассыпал» золото, сыскал работы. После пожара выстроил людям новые жилища. Вместо благодарности, как говорит сам Борис, «они ж меня, беснуясь, проклинали!», «они ж меня пожаром упрекали!».

Людская молва, приписывавшая Годунову убийство законного наследника русского престола царевича Дмитрия, обвиняла его в ранней кончине царя Фёдора Иоанновича, отравлении его жены — сестры Бориса — царицы Ирины, в скоропостижной смерти во время эпидемии жениха царевны Ксении Годуновой — сына короля Дании принца Иоганна Шлезвиг-Гольштейнского. Суеверный народ видел в царе-детоубийце, великом грешнике причину всех бед, случившихся на Руси.

Всё происходящее в стране, в том числе и легенду об убитом царевиче, заносит в летописи для будущих поколений монах-летописец Пимен. Даже юродивый на паперти жалуется выходящему из собора царю: «Борис, Борис! Николку дети обижают! Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича».

Свой монолог Борис Годунов заканчивает горьким признанием: «…Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». В этой фразе — весь смысл великой трагедии самодержца. И в этом — нравственное кредо самого Пушкина. С нечистой совестью нельзя идти во власть. Нельзя завоевать доверие народа, заслужить его преданность.

И поэтому, когда послушник Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежит в Литву, затем в Польшу, там объявляет себя спасённым царевичем Дмитрием — сыном Ивана Грозного, — вокруг него собираются со своими дружинами опальные русские князья, польские паны и литовские магнаты, которые были не прочь поживиться в войне с Русью.

К самозванцу примыкают недовольные правлением Бориса донские казаки, значительная часть русского народа, поверившая слухам о том, что законный наследник московского престола жив. Начинаются кровавая братоубийственная война и великая смута, которые продолжались на Руси восемь лет.

В ходе смуты гибнет Борис, гибнет насильственной смертью его семья. Казалось бы, путь к трону самозванцу открыт. Предавшие Бориса бояре обращаются к народу:

— Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!

«Народ безмолвствует…»

Этой фразой Пушкин заканчивает трагедию. Безмолвие народа — осуждение вновь совершённого насилия и недоверие к власти, добытой насильственным путём.

Народная драма А.С. Пушкина напоминает нынешним россиянам о насильственном разрушении Советского Союза, расстреле Верховного Совета, нынешнем давлении на коммунистов, которых всеми силами не пускают во власть, о фальсификациях результатов выборов, многочисленных невыполненных обещаниях, данных народу. Совесть нечиста у многих, кто сегодня занимает высокие посты в России.

Разве не бесчестный поступок в дни всенародных торжеств закрывать Мавзолей Ленина, прятать портреты Сталина, замалчивать имена Маршалов Победы?! Запрос в российском обществе на честность и справедливость, на святость и непогрешимость верховной власти всё так же велик. А накапливание лжи, лицемерия, неуважения к прошлому своего государства может вновь привести к великой смуте.

В.П. ЛЕНКИНА.

Новоалександровск.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 июня 2022 на сайте ЦК КПРФа также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

7 − семь =