У меня на столе лежат несколько писем. Все, кроме одного, написаны в этом году. В каждом по нескольку листов текста, непременно в каждом стихи на злобу дня. А ещё вырезки из различных газет, сами газеты, например, «Серп и молот».
Написал эти письма наш постоянный автор из Саратовской области Идеаль Айсович Бикбулатов, мой друг по переписке. Нередко он присылает мне личные письма.
Казалось бы, зачем жителю Саратовской области нужна газета ставропольских коммунистов? Как редактор часто предлагаю землякам из числа активистов КПРФ: «Напишите в «Родину» о том, что волнует». И получаю ответы: «Я не журналист! Пусть пишет кто может…».
Бикбулатов тоже не журналист, не объясняет, почему пишет, но я догадываюсь, почему. Он не может спокойно смотреть на то, во что власть превратила советскую страну, особенно деревню. У него от боли может сердце разорваться. И пишет не только в «Родину», в разные газеты. Его письма — крик. Он хочет будить людей: «Проснитесь!»
Главное моё затруднение — не в разгадке феномена Бикбулатова, оно технического характера. Почти каждое его письмо достойно публикации, а «Родина» выходит раз в неделю, к этому времени в редакционном портфеле уже имеются два-три его письма. Но набирается немало заслуживающей внимания корреспонденции, поступающей от других авторов. Игнорировать её было бы некорректно.
Я решил написать обобщающий ответ на несколько писем Бикбулатова, выбрав из них главное. Это лучше, чем публиковать письма неравнодушного человека изредка, а остальные оставлять без внимания.
Итак, беру его письмо прошлого года. Идеаль Айсович, обращаясь ко мне, пишет: «Вы предлагаете мне взяться за рубрику «Об этом никто не писал!». Но у меня встречные вопросы: о чём никто не писал, где не писал? В «Родине» или вообще? Я пишу на разные темы, а не только о деревне или стариках…»
Мы, видимо, не поняли друг друга. Мне показалось, что «Родина» освещает одни и те же темы. А Бикбулатов — один из лучших авторов, которые могли бы расширить проблематику газеты. Я именно на это рассчитываю, именно он может сказать: эту тему мы не поднимали. Например, мы не писали о людях, довольных нынешней жизнью, разве нет таких? У них ведь есть свои аргументы, которые мы должны знать и уметь с ними спорить.
В этом же письме Идеаль Айсович поднимает проблемы нынешнего состояния российской культуры и роли церкви в жизни общества. Все они очень злободневные, как и тема памяти об афганской войне, которую затрагивает автор.
Не потому ли война к нам снова пришла? В одном из первых писем 2022 года Идеаль Айсович сомневается в народной любви к нынешней власти, не находит для неё повода. «А за что её любить? — спрашивает он. — За воровскую приватизацию и последовавшую за нею варварскую оптимизацию? За то, что очерняет наше светлое прошлое и проводит антинародные опыты и реформы? За то, что призывает примириться с грабежом народа — обогащением одних и обнищанием других? За призывы к обелению Деникина, Колчака, Врангеля и других антигероев?». И продолжает рассуждать: «Есть мнение, что победителей не судят, но нас же, коммунистов, судят на каждом шагу. За что? За наши идеалы? За наше великое прошлое? За наши жертвы?».
К письму приложил два своих стихотворения. Очень трогательно начинается первое:
Ах, деревня, деревушка,
Малой родины порог.
Как живёшь, моя старушка,
У заброшенных дорог?..
Край мой милый, край мой русский –
Красоты земной мирок,
Деревенька, деревушка
Затерялась меж дорог…
Второе стихотворение — описание нашей недавней истории:
В Беловежскую пущу неволи
Занесло нас однажды по воле
Бестолкового пьяницы Бори
Да таких же с ним пьяниц — на горе…
В следующем письме он размышляет о «тружениках», которые сидят в кабинетах власти.
Цитирую: «Был у нас министр сельского хозяйства господин Гордеев, который имел в собственности 48 тысяч гектаров земли и 15 тысяч голов крупного рогатого скота. Его смела госпожа Скрынник, ныне процветающая в Париже. Надеялись на Фёдорова, но и у того что-то не сложилось с процветанием села. Наконец дело дошло до бывшего губернатора Александра Ткачёва, имевшего в собственности 280 тысяч гектаров, но и этот что-то не потянул… Кто только не правил нами! Всем воинством заведовал мебельщик, здравоохранением — счетовод, а сколько чудаков побывало у руля образования?!»
Но после премьера В.С. Черномырдина, продолжает автор, это стало делом привычным. И приводит в качестве примера одно из его высказываний: «На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться».
«Имя Черномырдина ныне никто не связывает со спецоперацией на Украине, но он же был там послом! Видел разложение общества и ничего не сделал для предотвращения катастрофы. Конечно, какой с покойного спрос, но разве те, кто его назначал на этот пост, не несут ответственности за его деяния в братской республике, где он пил самогон, закусывал салом и играл на баяне? Украина оказалась лишённой влияния России. В итоге льётся кровь. Разве из этих печальных примеров сделаны принципиальные выводы? Непрофессионализм современных правителей тесно связан с их алчностью и отсутствием патриотизма».
Бикбулатов называет цифру: в Лондоне безбедно проживают около 200 тысяч членов семей российских чиновников. Воруют здесь — проживают и прожигают там. И ничего не меняется…
В другом письме он благодарит меня за подаренный мною сборник «Читая Ленина» и шлёт своё стихотворение, посвящённое Владимиру Ильичу:
Нет, дело не померкло Ильича,
Горит его духовности свеча,
И только лишь ему подобный смог бы
Взять верх над хаосом, объединить народ
И повести его не в прошлое, вперёд.
В этом письме Идеаль благодарит В.А. Дурандина за его стихи «Пресмыкающиеся», разделяя его взгляды. А заканчивает своим стихотворением о депутатах, называя их нехорошим словом, которого всё же заслуживают не все.
«Нет слову «господа!». Так бы я охарактеризовал письмо Бикбулатова, присланное в феврале. Это и моя «зубная боль», давно хочу для облегчения души написать что-то против этого слова.
Мы, советские люди, пели: «Наше слово гордое «товарищ» нам дороже всех красивых слов!». Как же так безропотно приняли «господин»?
Бикбулатов пишет: «Простите меня, но не могу я никак свыкнуться с этим чужеродным словом «господа». Просто барство какое-то. В нашем советском прошлом приятно было всегда слышать слово «товарищ». Это было обращение равного к равному без какого-либо высокомерия. А когда слышу «Здравствуйте, господа!», становится не по себе. Ведь слово «господин» изначально относилось только к богу. Получается, принизили бога до уровня себя и возвысились до его уровня. И потому народ для них — быдло, холопы, чернь. Себя же величают сударь и сударыня, мадам и даже сэр… Но для большинства из нас за тридцать лет слово «товарищ» так и осталось единственно родным обращением друг к другу. Как правильно сказать: «товарищ полицейский» или «господин полицейский»? Только в русской культуре — и так плохо, и иначе, полицейский так и останется полицаем».
Абсолютно согласен. Моя дочь в 43 года ушла из милиции только из-за невозможности переносить слово «полицай». Правда, были и другие причины — тот же отбор по различным качествам, — но называться полицейским было невыносимо. Увы, не для всех. И привыкли. «Господин» — не только обращение, а фактор, формирующий отношение человека к человеку. Как и слово «полицейский» для нас враждебно.
Бикбулатов вновь поднимает проблему детей войны и высказывает опасение, что и в 2022 году Госдума не примет долгожданный закон о детях войны. Там сидят господа, а кто такие дети войны? Попробуйте к ним обратиться: «Господа дети войны!..». Вряд ли дождётесь аплодисментов.
Очередное письмо И.А. Бикбулатов посвятил предназначению разных поколений советских людей: «Мы своим сегодняшним днём обязаны трём предыдущим поколениям. Наши деды построили новый мир, наши отцы в боях отстояли право на существование этого нового мира, наши старшие товарищи, дети войны, отстроили всё порушенное войной заново. И вот пришло наше поколение мирных лет…».
Каково наше призвание? Разрушить всё сделанное предками? И.А. Бикбулатов ссылается на объ ёмное и громадное по значимости стихотворение Эдуарда Асадова «Преодоление». В нём поэт предлагает всё то, что мы недавно отрицали, свергали и ругали, «вновь ныне с благодарностью вернуть».
К письму Идеаль Айсович приложил вырезку статьи из газеты «Пенсионерская правда» под рубрикой «Памяти жертв Холокоста» о трагедии, произошедшей в 1942 году в Новоалександровском районе Ставропольского края. Автор Валентина Яковлевна Конькова. Почему-то её имя мало известно в «Родине».
Идеаль считает, что так быть не должно, нужно укреплять взаимную связь. Бикбулатов знакомит читателей и «Родину» со своей перепиской с Александром Ивановичем Головановым, шахтёром-пенсионером с далёкого Сахалина.
Выйдя на пенсию, Александр Иванович открыл в себе тягу к стихосложению. Его короткие, но боевые строчки очень понравились Бикбулатову:
Я не знаю, кому написать,
Что волнует меня и тревожит.
Кто же будет Россию спасать?
Кто подняться с колен ей поможет?..
На краю России, на Востоке,
И от центра где-то вдалеке
Я пишу сегодня эти строки
И брюзжу на русском языке…
У нас была одна дорога,
Порой терниста и крута.
И вдруг у самого порога
Разбилась наша цель-мечта…
Вставай, Ленин! Вставай, Ильич!
В стране ведь кризис, паралич!
Ленин встал, развёл руками:
«Что поделать с дураками…»
Бикбулатов подводит итог: «Такие сильные и энергичные люди сейчас нам очень нужны! Я прав или нет?». Конечно, прав.
Есть они и на Ставрополье, например, наш автор из Невинномысска Ю.П. Писанов пишет редко, но по-народному просто и ярко. Может быть, шахтёр с Сахалина поможет разбудить и другие ставропольские таланты?
Идеаль Айсович поддерживает связи с десятком газет, ведёт переписку со многими товарищами. Он рассказывает о том, что в Нерчинске по инициативе местного отделения КПРФ установлен памятный знак «Детям войны». И ещё о том, что во время наводнения не было затоплено только одно место, на котором стоит памятник В.И. Ленину, его народ ревностно оберегает.
Местные жители теперь ещё больше верят в спасительную силу идей Владимира Ильича.
Идеаль Айсович заканчивает письмо стихотворением «Молитва», которое когда-то было опубликовано в газете «Ветеран»:
…Избавь нас от журналистов того покроя,
Что из подонков творят героя…
Сам И.А. Бикбулатов относится к авторам совсем другого покроя.
Редколлегия благодарит нашего саратовского товарища за его страстную публицистику, в том числе и в «Родине».
Приносим свои извинения за выборочные публикации, но Идеаль Айсович, как я знаю, воспринимает это с пониманием.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 14 апреля 2022 на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.