Накануне выборов нелишне провести хотя бы бегло ревизию того, что власть наобещала избирателям, пытаясь обеспечить рывок в развитии страны в целях повышения уровня жизни людей.
Планов громадьё
За последние 10-12 лет в стране почти непрерывно шёл бурный процесс стратегического планирования развития РФ, основа которого — программно-целевой подход. В соответствии с этими перспективными планами должны были работать органы федеральной и региональной исполнительной власти.
Перечень актуальных системообразующих документов стратегического планирования доступен в реестре на портале ГАС «Управление», любой желающий может с ними ознакомиться. Подобных актов напринимали столько, что только их перечисление займёт уйму времени. По приблизительным оценкам — более 110 документов. Относящихся к сфере экономики разработали и приняли более 50.
Стратегии развития на любой вкус: социально-экономическое, научно-техническое, региональное и пространственное развитие вплоть до стратегии экономической безопасности и т.д. При таком обилии планов, концепций, стратегий, программ, а также указов президента и наличии высококлассных исполнителей-управленцев, о которых нередко одобрительно отзывается В. Путин, страна давно должна была вырваться из тисков кризиса, в которых она находится с 2008 года, и стать самой передовой как по уровню жизни своих граждан, так и по уровню социально-экономического развития, то есть получить современную развитую экономику. А что получилось в итоге? Ровным счётом, как в поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Возьмём Программу-2020, или концепцию долгосрочного развития России, утверждённую распоряжением Правительства России 17 ноября 2008 года. Документ декларирует цели, которых правительству следовало достичь до 2020 года.
Один из разработчиков концепции — штаб либеральной экономической мысли Высшая школа экономики (ВШЭ). Научные силы из Института экономики РАН к разработке допущены не были.
По состоянию на 2018 год, по официальной оценке самих властей, ни одна из целей программы достигнута не была. Такая же ситуация по всем остальным программам и концепциям.
Сегодня власть об этом не вспоминает. А нас, простых граждан, сторонников оппозиции, кандидатов в депутаты от КПРФ на предстоящих выборах подобная безответственность не устраивает.
Так как действующая власть не отчиталась перед народом о выполнении всех своих планов и обещаний, интересно знать, куда и с какой эффективностью были потрачены огромные средства.
Обещали, но не сделали
К примеру, власть обещала, что «бедных в стране к 2020 г. должно стать меньше!» Не просто «меньше», а менее 9 миллиона человек. «Бедный» — тот, у кого доход меньше прожиточного минимума. На деле в 2020 году таких оказалось 13,5 млн чел.
Власть обещала, что «доля «среднего класса» вырастет!» Средний класс (по определению из «Стратегии-2020») — люди с доходами в шесть раз больше минимальной оплаты труда, т.е. более 73 тыс. руб. в месяц, или имеющие автомобиль, банковские сбережения, возможность регулярно отдыхать за границей. Таких к 2020 г. должно было стать порядка 74 млн чел. (55% населения).
Сколько оказалось в реальности, никому не известно, т.к. в марте 2020 года оценка «среднего класса» изменилась: к нему государство причисляет тех, чей доход в полтора раза больше МРОТ (больше 18 тыс. руб.). Таких людей в стране 70%. Об этом бодро рапортует правительство и считает это своим достижением.
Власть обещала народу, что «вырастет размер квартир россиян!». По плану средний размер обеспеченности россиян жильём должен быть достигнут к 2020 году 30 м2 на человека или около 100 м2 на семью из трёх человек. На деле этот показатель 26 м2 и 75 м2 на семью. Причём в Москве он оказался ниже, чем в среднем по России — около 20 м2 .
Планировалось существенно снизить смертность, в ряде случаев в два раза. Однако получили рекордную смертность за 12 лет. Виновата пандемия? Даже без неё до цели далеко.
По плану к 2025 году продолжительность жизни должна вырасти до 75 лет в среднем. Тут есть над чем работать, поскольку сейчас средняя продолжительность жизни — 71,1 год (а в доковидный 2019 год — 73,3 года).
Правительство декларировало: «Увеличим расходы на здравоохранение и образование!». К 2020 году планировалось довести бюджетные расходы на так называемый «человеческий капитал» (здоровье и образование) до 12% бюджета. На деле получилось наскрести только 9,9%.
Зато «оптимизация», по сути сокращение числа больниц и школ в целях экономии бюджетных средств, проведена успешно. С 2001 года уменьшилось число детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ с 46 до 24 тысяч, почти вдвое, а городских с 23 до 18 тысяч. «Оптимизация» здравоохранения вообще произвела летальный эффект. За 15 лет в стране сокращено 60% медучреждений, стала менее доступной медицинская помощь.
В стране примерно 170 тыс. населённых пунктов, из них примерно 50 тыс. — с населением меньше 100 человек, где отсутствуют медпункт и фельдшер. Это привело в 2021 году к росту смертности. Ответственна за проведённую оптимизацию вице-премьер правительства Т.А. Голикова.
Власть обещала создать в отраслях экономики 25 миллионов высокотехнологичных, высокооплачиваемых рабочих мест. Реализация этого масштабного проекта позволила бы повысить благосостояние населения страны. Но всё это осталось только на бумаге.
И самое грандиозное обещание: «ВВП значительно вырастет!».
На деле валовый внутренний продукт вырос на 5,8% за последние восемь лет, а давали прогноз: с 2007 по 2012 год рост ВВП на 37-38%. Экономика топчется на месте, это означает: меньше доходы населения, меньше налогов поступает в бюджет. Власть в этом случае не может ссылаться на то, что «топтание на месте» происходит из-за санкций, потому что темпы роста ВВП снижались ещё до них. Таковы итоги работы либерального правительства по реализации своих планов и обещаний.
Деньги потрачены, результаты народ видит по падению уровня жизни, снижению реальных доходов, закрытию предприятий и организаций, сокращению числа рабочих мест. Власть, в первую очередь, гарант Конституции РФ в кризисной ситуации имеют возможность произвести хотя бы косметические изменения в преддверии выборов. Речь о том, о чём долго и много раз оппозиция в лице КПРФ, патриотически настроенные и болеющие душой за судьбу страны лучшие представители интеллектуальной элиты страны, экспертное сообщество в один голос говорили, какие шаги должны сделать президент и конструктивное «ядро» Госдумы фракция «Единой России» для удовлетворения желаний и чаяний простых людей и для поднятия собственного рейтинга.
Продуктивный подход
Первый шаг — увольнение Силуанова, Решетникова, Котякова, Кравцова, Фалькова, Любимовой, Набиуллиной, Грефа, Голиковой. Тотальная зачистка министерств, которые формировали многочисленные программы и концепции развития страны и провально их «реализовывали». Теперь они о них не вспоминают по банальной причине тотального невыполнения. К этому следует присовокупить и указы президента, которые тоже не выполнены. То есть освобождение от тех, кто регулярно заваливал все порученные проекты.
Откровенно говоря, там всех менять надо. Аналогично поступить и с Центробанком, который живёт сам по себе, отдельно от экономики, судя по непрерывно растущей инфляции. Нужны совершенно другая роль и место ЦБ в системе госуправления, и решить это может только полный возврат контроля над ним. То же самое со Сбербанком, превратившимся в монстра и кормушку для иностранных резидентов (собственников).
Необходимо вернуть контроль государства над этим банком, потому что по сути это не просто банк, а кусок экономики. Он в настоящее время контролирует средства бизнеса и граждан сопоставимые с бюджетом страны.
Второй шаг — отмена повышения пенсионного возраста. Несмотря на обещания государство от этого повышения не получила дополнительных благ и увеличения размера пенсий, зато огромное число людей оказались обмануты в своих надеждах на лучшее будущее.
Третий шаг — введение прогрессивной шкалы налогообложения на доходы частных лиц, в первую очередь сверхбогатых. Такого неравенства в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными гражданами нет ни в одной развитой стране мира. Сделав этот шаг, власть получила бы дополнительные очки к своему падающему рейтингу, но как видно материальное благополучие олигархов и миллионеров ей дороже.
Четвёртый шаг — возврат в страну капиталов, выведенных в офшоры. Нынешняя власть перекрыть офшоры в интересах народа не в состоянии. Причина простая — она сама взрастила российскую бизнес-элиту, которая никоим образом не отождествляет себя со страной, в которой она кормится и зарабатывает миллионы. Она не заинтересована вкладывать свои капиталы в развитие России и здесь только для получения денег, все интересы у неё в комфортабельном зарубежье.
Пятый — введение тотального контроля за чиновниками на коррупционно опасных должностях. Власть этого не делает. Кроме того, Россия почему-то упорно не ратифицирует 20 статью Конвенции ООН по противодействию коррупции. Там прямо сказано: если стоимость имущества не объясняется доходами, значит виновен! В других странах ведь работает, а вот российская власть на это не решится.
Шестой и очевидный шаг — полный запрет чиновникам всех уровней и членам их семей иметь недвижимость за границей. Есть недвижимость за границей, тебе нет места на госслужбе.
Народу у нас много, замена всегда найдётся. А держать на государственной должности человека, который не патриотичен, не с руки.
Вышеперечисленное власть могла бы сделать в рамках действующего социально-экономического курса. Всё это не требует дополнительных капиталовложений. Нужна только политическая воля. Но она этого не сделала, значит, ничего менять не собирается.
Единственное, что у неё хорошо получается, обещать обещанное ранее. Для нас очевидно осознание того, что косметические меры не помогут решить накопившиеся проблемы в стране.
Для того чтобы их решить, нужна смена экономического и политического курса.
С.А. БАНИШЕВСКИЙ,
член редколлегии.
Ставрополь
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 9 сентября 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.