27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 1 ноября 2005 года.
Впереводе с древнегреческого «Холокост» означает «всесожжение», «уничтожение огнём», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике этот термин обозначает политику нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933-1945 годах. Термин в современном понимании вошёл в обиход в начале XX века, когда в результате стартовавшего мирового передела усилиями ряда стран начались уничтожение и геноцид целых народов. Не только евреев на территории царской России и армян в Османской империи, но и народов многонациональных Балкан.
Существуют несколько характерных особенностей Холокоста. Все они связаны с трагическими событиями Второй мировой войны. Прежде всего выделяют целенаправленные попытки полного истребления еврейского и цыганского населения. О трагических моментах еврейской истории написано немало книг и снято фильмов. Хорошо знаем о трагедии Бабьего яра в Киеве, г де нацистскими зондеркомандами и украинскими националистами за время оккупации были расстреляны около 150 тысяч человек, в основном евреев из Киева и близлежащих городов. Спаслись только 29 человек, от которых мир узнал подробности трагедии.
Исследователями установлено, что Холокосту подверглись свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности (русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев) — представителей так называемых низших рас. Среди жертв — около десяти миллионов граждан Советского Союза. Холокост — ещё и испытания на людях химических, биологических и механических систем массового уничтожения, антигуманные медицинские эксперименты.
Жертвами Холокоста считаются шесть миллионов евреев в Европе, где вместе с 4,5 миллионами взрослых были уничтожены 1,5 миллиона детей. Именно такое количество указано в приговорах Нюрнбергского трибунала. Однако это число является условным, ведь полного поимённого списка жертв этой трагедии нет. Всё потому, что к концу войны нацисты уничтожали даже следы лагерей смерти. Кроме того, часто еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.
Русские, украинцы, белорусы и все другие национальности Страны Советов погибали в боях на фронтах и от дикого террора на захваченных Германией территориях. Погибало их гораздо больше, чем евреев. Число жертв войны хорошо известно — 27 миллионов убитых на полях сражений, оккупированных территориях и замученных в концлагерях советских граждан. Но мы хорошо знаем, что наши люди не ждали обречённо, когда их отправят в концлагерь или газовую камеру. Они, как правило, с первых дней войны включались в активное сопротивление как на фронте, так и в тылу у немцев.
Есть большая разница в судьбе всех перечисленных народов. Евреи чаще дисциплинированно и обречённо следовали той участи, которую им уготовили нацисты. Их сопротивление в основном было не вооружённое, а пассивное. Русские, белорусы, украинцы в подавляющем большинстве активно боролись с фашизмом, уходили в подполье или в леса.
С самого начала Второй мировой войны евреи вынуждены были вести ежедневную борьбу за выживание. Пассивными формами сопротивления были любые ненасильственные действия, которые содействовали их выживанию вопреки планам нацистов. В частности, для противодействия массовому умерщвлению запертых в гетто евреев туда нелегально доставлялись еда и медикаменты, поддерживалась, насколько это было возможно, личная гигиена, создавались медицинские службы.
Другой формой сопротивления было самоуничтожение. В ряде случаев евреи, чтобы не попасть в руки палачей, кончали жизнь самоубийством. Известны коллективные акции, например, самосожжение, произошедшее в белорусском городе Мозырь. Одной из форм сопротивления были побеги. Евреи бежали с мест массового уничтожения, из гетто и лагерей, скрываясь на оккупированных территориях.
Кроме побегов, для попыток спасения от облав и акций уничтожения использовались специально построенные укрытия, так называемые «малины», или бункеры. Немцы и коллаборационисты сжигали дома, взрывали их вместе с укрывшимися. Бункеры также использовались еврейскими подпольщиками для хранения оружия и других запасов.
Я погрешил бы против истины, если бы не упомянул об активных формах сопротивлении еврейского народа. Оно не было массовым, но примеров такой борьбы достаточно много. Из активных форм существовали: подготовка и организация побегов из гетто и концлагерей, переправка евреев в нейтральные страны, вооружённые восстания в гетто и концлагерях, участие в партизанской борьбе, диверсии и саботаж на немецких предприятиях. Единственным успешным восстанием в лагере смерти за весь период войны стало восстание в «Собиборе» под руководством офицера Красной Армии Александра Печерского.
В ряде гетто и концлагерей существовали подпольные организации, в некоторых из них узникам удавалось добыть холодное и огнестрельное оружие. Обычно восстания в гетто были приурочены к очередной акции уничтожения или депортации в лагеря смерти. Самым известным и продолжительным стало восстание в Варшавском гетто, которое продолжалось целый месяц. Немцам пришлось применить танки, артиллерию и авиацию.
Евреи принимали активное участие в антинацистском партизанском движении, особенно в Белоруссии, и в меньшей степени на Украине и в Литве. Большая часть евреев-партизан были беженцами из гетто.
Самый крупный партизанский отряд, целиком состоявший из евреев, был создан братьями Бельскими в 1941 году после вторжения немецких войск в Белоруссию и массовых расправ над еврейским населением. Отряд действовал до окончания оккупации Белоруссии в 1944 году и насчитывал к концу войны 1 230 человек, в том числе 350 вооружённых бойцов.
Но история Холокоста позволяет сделать однозначный вывод: пассивные формы сопротивления и его масштабы, которые использовали народы, подвергшиеся Холокосту, не могли победить фашизм. Сломить хребет нацистскому зверю и разгромить фашистскую Германию смогла многонациональная Красная Армия, вынесшая основные тяготы борьбы с нацистами, вставшая непреодолимой преградой тому бесчеловечному ужасу, который несла порабощённым народам «цивилизованная» Германия. На пути к Берлину Красная Армия принесла спасение всем народам, попавшим под пяту немецкого сапога. Многих евреев советский солдат спас, освобождая концлагеря, где им, если бы не освободители, грозила неминуемая смерть.
Живущие сегодня должны помнить о трагедиях Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда и других многочисленных лагерей, где томились узники. Отдавая дань памяти жертвам Холокоста, мы должны и обязаны вспомнить сами и напомнить всем, кто пытается забыть о подвиге бойцов Красной Армии и всего советского народа, обеспечившего историческую Великую Победу: без этого подвига, без активного сопротивления советских людей в Великой Отечественной войне не было бы и сегодняшнего Дня памяти жертв Холокоста.
Это историческая аксиома, и об этом не должны забывать все те, у кого память коротка, кто в угоду своим шкурным интересам и сиюминутным политическим выгодам пытается переписывать историю. Но мы не забудем!
С.А. БАНИШЕВСКИЙ,
член редколлегии.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 28 января 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.