Российские власти продолжают расширять программу маркировки товаров, которая к 2024 году должна охватить весь товарооборот в стране. Вслед за мехом, табаком, обувью, молочной продукцией в перечень подлежащих маркировке изделий добавляются питьевая вода, пиво и слабоалкогольные напитки. Как сообщает пресс-служба Кремля, соответствующий указ Президент РФ Владимир Путин уже подписал.
Маркировка напитков будет проводиться в качестве эксперимента до 1 апреля 2021 года, после чего в случае успеха станет обязательной. До конца текущего года под маркировку также попадут шины и покрышки, а в 2021 году — пять групп изделий лёгкой промышленности и молочной продукции.
Каждая единица товара будет получать уникальный код, который отслеживается на протяжении всего цикла — до утилизации или продажи конечному потребителю, что, по задумке Минпромторга, поможет бороться с контрафактом и фальсификатом. Перед нами не что иное как косвенное налогообложение бизнеса, считают в бизнес-сообществе.
Стоимость маркировки продукции складывается из кода, оборудования и расходных материалов на него, программного обеспечения. Фиксированная цена есть только у кода — 50 копеек без НДС. Стоимость оборудования и ПО зависят от поставщиков.
Единым для РФ оператором цифровой маркировки всех товаров с 2019 года назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий миллиардеру Алишеру Усманову.
Компания, в которой структурам Усманова принадлежат 50%, а оставшуюся половину делят госкорпорация «Ростех» и управляющий партнёр Almaz Capital Partners Александр Галицкий, работает на основе государственно-частного партнёрства и с марта 2019 года взяла на себя функции, которые до этого исполняла Федеральная налоговая служба.
Фактически мы получаем вторую систему «а-ля «Платон», пессимистичны производители питьевой воды. Только на этот раз платить придётся не только дальнобойщикам, а всей стране.
Альтернативой могла бы стать система, организованная самими производителями. При ней каждый из них самостоятельно формирует каталог собственной продукции, сам следит за его актуальностью. Информация регистрируется в общедоступной распределённой базе данных. Каждая точка контакта — производитель, торговая организация, промежуточный либо конечный покупатель — регистрируется системой. Тогда и получим правильный баланс интересов, а не потенциально коррупционную систему государственно-частного партнёрства «а-ля «Платон».
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 октября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.