В советское время считалось престижным работать в редакциях газет — районного, краевого, республиканского и общесоюзного уровня. С прессой считались партийные, советские, хозяйственные органы. У каждой газеты было множество подписчиков.
Редакционные коллективы имели возможность переписываться с читателями, авторами, сообщать, почему та или иная статья не может быть опубликована, давать советы. Теперь ситуация резко изменилась. В каждом номере любой газеты на последней полосе написано: «Рукописи не рецензируются и не возвращаются». Вот и вся демократия!
Есть мобильные СМИ — радио, телевидение. Что-то запоминается, что-то проходит мимо ушей. Выключил — и занимайся своими делами. Блуждать по Интернету не всегда есть возможность в наше время, да и не очень полезно для здоровья.
Несмотря на революцию в информационном пространстве у газеты имеются свои преимущества. Её можно хранить, подшивать, делать тематические вырезки, передавать из рук в руки. В конце концов, что написано пером, не вырубишь топором.
Однако новые искажённо-рыночные времена породили множество преград. Самая сложная проблема — организационно-финансовая. Сегодня газеты живут в основном за счёт подписчиков, у которых свои сложности — на выживание денег не хватает. Многие не могут выписать даже такие не очень дорогие газеты, как «Родина».
Во времена СССР цена одного экземпляра составляла 2, 3, 5 копеек. Можно было без ущерба для семейного бюджета ежедневно покупать несколько разных изданий. Теперь «головная боль» главного редактора сместилась с содержательной части на организационно-финансовую. На информационном рынке жесточайшая конкуренция, заставляющая многих публиковать всё что угодно, лишь бы купили. Да и зачем тратить деньги, когда в любое время можно получить информацию из интернет-СМИ? Тем более сегодня в моде газеты «лёгкого поведения».
Поэтому нетрудно понять боль главного редактора «Родины», но этого мало. Надо ему помогать не словами, а реальными делами — выписывать газету, принимать участие в формировании портфеля статей. Я, например, стараюсь что-то написать, раньше покупал в киоске два-три экземпляра свежего номера «Родины» и раздавал знакомым. Теперь такой возможности нет — не поступает в продажу.
Не секрет, что большинство населения вообще не читают никаких газет, многих не оторвёшь от телеэкрана. С открытым ртом смотрят всякий бред, который несут Малахов и его сотоварищи по оболваниванию людей. Ведь интереснее слушать о том, кто с кем переспал и т.д., чем рассказывать телезрителям, как выживают 20 млн бедных в богатой стране.
Почему бы не организовать цикл регулярных передач на одном из государственных телеканалов, посвящённых нищим, приглашая в студию представителей армии недоедающих, снимать и показывать эпизоды, как люди роются в мусорных ящиках. Они могли бы рассказать, как им живётся в условиях «прорыва» страны в мировые лидеры…
Прав Николай Федосеевич: газета — индикатор политического лидерства. Такую роль может выполнять небольшой коллектив штатных работников редакции только при активной поддержке читателей и подписчиков. К сожалению, социальная база краевой парторганизации не имеет тенденции к расширению. Она лишилась промышленных рабочих. В стране за годы рыночных преобразований уничтожены 78000 заводов и фабрик. Главная цель тех, кто это делал осознанно и с удовольствием, — не экономическая, а сугубо политико-идеологическая. Это не скрывает главный прихватизатор непотопляемый Чубайс и гордится тем, что ему удалось выполнить с помощью американских советников поставленную задачу.
Ставрополье — яркий пример. Во времена СССР край превратился из сугубо аграрного в индустриально-аграрный. Где теперь промышленные предприятия, которыми мы гордились — заводы «Красный металлист», «Электроавтоматика», автоприцепов, поршневых колец и т.д., где во благо страны трудились тысячи рабочих? Какие новые крупные промышленные предприятия федерального значения построены на Ставрополье после развала СССР?
Ежедневно в новостях можно услышать: губернатор был в такой-то школе, посетил детский сад, осмотрел строительство стадиона, проверил, как идёт ремонт улицы. Было даже такое сообщение: по указанию Владимирова убрали дерево, сваленное на дорогу ветром. Но редко можно услышать, что он посетил промышленные предприятия, чудом сохранившиеся колхозы.
Промышленные предприятия стали частными, а трудовые коллективы, рабочие, создающие прибавочную стоимость — наёмными работниками. Но ведь сами предприятия построены нашими отцами и дедами. Почему бы в законодательстве страны не предусмотреть положение о том, что губернаторы, мэры, министры обязаны встречаться с рабочими того или иного ООО, ЗАО, ПАО и интересоваться их проблемами? В конце концов, эти эксплуатируемые работяги являются избирателями, продолжающими верить многочисленным обещаниям о скорой райской жизни.
Осознанно созданное властями сужение социальной базы для левых сил не может не повлиять на качественный и количественный состав КПРФ. Действительно, партия переживает ощутимый кадровый голод. Нет новых ярких личностей. Это очевидно.
О трудностях и проблемах «Родины» со знанием дела, с болью пишет в своих публикациях Н.Ф. Бондаренко, в частности, в статье «Газета — индикатор политического лидерства». Его как главного редактора не могут не беспокоить авторитет и динамика развития КПРФ, одним из важных показателей которых является количество подписчиков партийных газет.
Конечно, трудности испытывают почти все издания, но они разного уровня. «Ставропольская правда», орган краевой власти, имеет тираж 8 тыс. экземпляров. Это в регионе с населением около трёх миллионов человек. Думаю, в этой цифре доли индивидуальных подписчиков не так и много. Основной тираж приходится на ведомственную подписку многочисленных государственных и муниципальных структур. Понятно, что конкурировать с ведомственными газетами в условиях безраздельного господства одной партии как признака «самого совершенного демократического общества», каким является современная Россия, невозможно.
Поэтому для увеличения тиража газеты и расширения круга её читателей необходимо использовать адекватные сегодняшним реалиям формы и методы. В частности, надо как-то привлекать руководителей предприятий, колхозов, крупных фермеров с патриотическими взглядами, чтобы они практиковали коллективную подписку на «Родину» хотя бы по два-три экземпляра для производственных подразделений, ферм, своих пенсионеров.
Во многих вузах города лежат стопки региональных газет, и проходящие их бесплатно берут. Видимо, уже кто-то заплатил за это. Может договориться В.И. Гончаров с руководителями предприятий, учебных заведений, чтобы они раскошелились на подписку «Родины»?
Возможностей привлечения читателей немало. Но главным всё-таки остаётся содержание газеты, его многообразие, факты, цифры из социально-экономической жизни края, рассказы о людях и их проблемах. Интерес могут вызвать консультации по пенсионной реформе, вопросы ЖКХ и др. Думаю, что не бесполезны и кроссворды. Не в обиду скажу, содержание многих статей сводится к одному: капитализм плохой, социализм хороший, надо в ближайшее время вернуть социализм. Но настроения народа России пока не соответствуют такому пожеланию, к глубокому сожалению.
Поэтому необходимо расширить тематику. Почти не освещаются краевые события. Нет комментариев по поводу кадровой чехарды в краевом правительстве и муниципалитетах. Смотрите, сколько уголовных дел возбуждается с завидной регулярностью против многих чиновников, занимавших высокие должности. Но никто не несёт ответственности. Не дело, когда из-за отсутствия выбора в редакционном портфеле главный редактор вынужден помещать в каждом номере две-четыре собственные статьи, хотя они, безусловно, содержательные по существу.
Обращает на себя внимание и такое обстоятельство: в «Родину» пишет ограниченный круг авторов, преимущественно жители сёл и небольших городов. А творческий потенциал Ставрополя, Невинномысска, КМВ, где в основном сосредоточены представители рабочего класса и интеллигенции, молчит.
Николай Федосеевич с горечью пишет: «…забота об авторитете газеты, увы, остаётся делом редакции». А где члены краевого комитета КПРФ и его секретари, руководители районных и городских звеньев? Почему ЦК КПРФ, который может содержать футбольную команду, проводит различные, безусловно, полезные, хотя и затратные, мероприятия, не может уделить внимание региональным партийным газетам? Почему бы не возродить институт меценатства, благородную практику добровольных пожертвований, как это было в дореволюционной России?
Понимаю, что легко давать советы… Но всё-таки общими усилиями мы могли бы решить эти проблемы. Увеличение тиражей левых газет — не только решение финансовых проблем, оно имеет огромное политическое значение как знак поддержки народом левых сил.
Ч.Б. ИОНОВ.
Ставрополь.
P.S. Мне попалась интересная публикация Вячеслава Бовкуна, бывшего ответственного работника ЦК КПСС, «Братство» или «партнёрство»? («Советская Россия», приложение Улики, №143, 2020). Советую прочесть. Говоря о путях увеличения тиража левых газет, автор пишет: «…есть смысл кинуть клич в народ на сбор средств для расширения тиража партийной печати…». И указывает на необходимость «гораздо больше уделять внимания новым формам и методам распространения коммунистических идей среди населения, и особенно молодёжи».
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 октября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.