Просматривая информационный поток официальных органов власти, трудно бывает отделаться от мысли о том, что перестраивание различных сторон нашей жизни является любимым занятием сегодняшних чиновников.
Реформа после реформы Что на федеральном уровне, что у нас в крае постоянно что-то реорганизовывают. Ставрополье при этом старается быть в первых рядах регионов, проводящих реформы, и нередко в статусе пилотных. Правда, часто и густо итоги проводимых изменений бывают или неоднозначными, или даже провальными, по сути не дающими того результата, на который были рассчитаны. И, как следствие, для большого числа граждан слово «реформа» стало в нашей новейшей истории чуть ли не ругательным.
Вот и сейчас мы можем наблюдать завершающий этап реформы местного самоуправления, идущей в крае уже несколько лет, о чём власти заявляют с большой помпой как о своём большом достижении. В 2019 году в федеральный закон были внесены изменения: российские регионы получили возможность отказаться от заявленного принципа двухуровневой системы административно-территориального деления муниципалитетов, который был продекларирован реформой местного самоуправления в 2003-2009 гг. И теперь повсеместно создаются муниципальные округа.
Власть сделала вывод, что существующая в районах двухуровневая система управления неэффективна, ветви дублируют друг друга, поэтому от неё надо отказаться и перейти на одноуровневую. Для достижения целей требуется ликвидировать сельские администрации, высвободившиеся микроскопические поселковые бюджеты сконцентрировать в администрациях округов и отдать их в управление «высокопрофессиональным» чиновникам. В результате в районе теперь один глава с административным аппаратом, один состав депутатов муниципального образования. Больше не будет глав поселений, сельских депутатов, сельсоветов. Управлять будут из одного места.
Доводы авторов реформы, на первый взгляд, выглядят здраво. Правда, при реформировании местного самоуправления в 2009 году прежние доводы точно так же выглядели в пользу реформ. Что случилось? Почему реформа не дала результатов и опять надо всё ломать?
Ожидаемый эффект
Ответ у власти простой. В результате должны сократиться расходы на содержание административного аппарата, у администраций округов появится больше возможностей для участия в софинансировании социальных и инфраструктурных проектов, на которые ранее у малых поселений просто не было денег по причине отсутствия достаточной налогооблагаемой базы. Реформа, по мнению её авторов, позволит сконцентрировать кадровые и административные ресурсы, сократить сроки выработки и реализации управленческих решений, добиться большей оперативности в реагировании на обращения граждан. И, самое главное, реформа позволит власти сэкономить средства бюджета, который у нас повсеместно дотационный.
Вот тут-то, как оказалось, и собака зарыта! Ну не хватает денег в поселковых бюджетах для достойного решения самых насущных проблем! Необходимо найти оптимальное решение. И оно было найдено. Теперь те скудные финансовые крохи, которыми располагали муниципальные бюджеты и на средства которых хоть что-то делалось для жителей посёлков, нужно не наращивать, а просто изъять и аккумулировать в одном консолидированном бюджете окружного центра.
По подсчётам региональных властей, экономия от реформы системы управления составит около 300 миллионов рублей. Это мизерная сумма. К примеру, в 2019 году в крае не было освоено 3 миллиарда 800 млн рублей бюджетных средств, запланированных на ремонты и строительство детских садов, дорог, домов культуры, школ. Главная причина случившегося — нерасторопность властных структур. А тут озаботились экономией и изъяли последние крохи у селян. Вот такая получается на практике оптимизация!
Полученный результат
Власть, затеяв очередную реформу, лишний раз демонстрирует свою беспомощность в решении непростых задач, которые ей подбрасывает жизнь. Очевидно, что при нынешних экономической политике и уровне профессионализма она не в состоянии повысить благосостояние простых людей. Экономическая активность хозяйствующих субъектов в большинстве сельских поселений такова, что за её счёт нет возможности наполнять бюджеты поселений деньгами в достаточном объёме, чтобы решить все социальные проблемы. А во многих сёлах экономическая деятельность отсутствует напрочь, наполнять бюджеты нечем — они полностью состоят из дотаций.
Сложившееся положение является следствием того, что экономика края находится в кризисе. Власть это понимает, но ничего исправить не может. Руководители поставлены в такие условия и в такие рамки, что им критически важно всеми способами демонстрировать успешность своей деятельности. Именно отсюда и проистекает одна из движущих сил наблюдаемого нами реформаторского зуда.
Власть делает то, что она умеет. А она за много лет научилась «оптимизировать» структуру, перераспределять бюджетные средства, разными способами урезать и экономить. Это у неё получается успешно. А вот приложить свои усилия к тому, чтобы бюджет каждого поселения наполнялся деньгами за счёт создания инвестиционной привлекательности и, соответственно, росла экономическая активность, появлялись дополнительные доходы бюджета и затем направлялись на решение насущных социальных проблем, не получается. Поскольку для этого требуются другой уровень управления и управленческие компетенции более высокого порядка, чем те, которыми власть располагает сейчас.
Приходится констатировать, что под оптимизационный каток и всяческое реформирование раз за разом попадает наше многострадальное сельское население, которое и так еле-еле выживает.
За примерами далеко ходить не надо. «Оптимизировали» систему здравоохранения — закрыли множество медучреждений в сёлах. «Оптимизировали» систему образования — ликвидировали малокомплектные школы. К этому «джентльменскому набору» следует отнести закрытие в сельской местности отделений банков, почты.
Всё это делалось для экономии на сельских жителях в интересах властных структур и крупных далеко не бедных хозяйствующих субъектов с госучастием (Сбербанк и Почта России). Теперь сельскому жителю, чтобы решить какой-нибудь мелкий вопрос, необходимо ехать в районный центр или город, а по-новому — в окружной центр. На местах уже ничего не осталось.
По мнениям самих жителей посёлков, которые они высказывали на сходах и собраниях, одна из целей реформы — узурпация власти в руках узкой группы чиновников.
К примеру, в сельских поселениях остро стоит вопрос владения землёй. С упразднением сельсоветов земельными участками в городских и сельских округах будут распоряжаться только «избранные», то есть руководители этих округов. Поэтому многие жители и местные сельские руководители высказывались против предлагаемых реформ, приводя убедительные аргументы. Но власть к мнению народа не прислушалась и всё сделала по-своему.
Важно также отметить, что федеральный закон установил достаточно длительный переходный период проведения реформ — до 1 января 2025 г. Однако торопится. К чему такая спешка, не понятно. Переходный период даёт возможность спокойно оценить первые результаты реформирования, выявить на практике все плюсы и минусы и только потом принимать окончательное решение: продолжать или остановить реформы. Но у чиновников своя логика.
Что предлагает КПРФ
Есть этим пресловутым реформам и оптимизациям другая оценка. Она базируется на государственном подходе, озвученном в настоящее время КПРФ. Главным принципом этого подхода является достижение социального и материального благополучия жителей посёлков.
Жизнь людей должна улучшаться. Коммунисты выступают против подобных скоропалительных реформ. Так, при принятии решения по реформе фракция КПРФ в краевой Думе 19 декабря 2019 года проголосовала против принятия поправок в Закон о реформе местного самоуправления. Коммунисты заявили, что они придерживаются двухуровневой системы местного самоуправления как более адекватной и справедливой.
Результаты реформы местного самоуправления на Ставрополье можно будет оценить через два-три года по конкретным показателям на местах: росту численности населения, повышению доходов граждан, улучшению социальной инфраструктуры, уменьшению потока жалоб и нареканий на нерасторопность власти. Пока же численность населения во многих муниципальных образованиях продолжает сокращаться, как и численность рабочих мест.
С.А. БАНИШЕВСКИЙ,
член РУСО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 августа 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.